Яндекс.Метрика О СУХОМ ЗАКОНЕ ИЗ «САМОГО ПЬЮЩЕГО ГОРОДА» | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

О СУХОМ ЗАКОНЕ ИЗ «САМОГО ПЬЮЩЕГО ГОРОДА»

Автор:ЧИ

О СУХОМ ЗАКОНЕ ИЗ «САМОГО ПЬЮЩЕГО ГОРОДА»

10.09.2010
Сегодня  в городе

Не желая мириться с таким положением дел, ровно год назад власти «города металлургов» объявили пьянству бой. Первый удар был тогда нанесен по дешевым суррогатам. Между мэрией Череповца, местными производителями и продавцами алкогольной продукции было заключено соглашение по организации мер, ограничивающих распространение пьянства и алкоголизма. Суть джентльменского договора заключалась в том, чтобы не продавать на территории города дешевую (ниже 85 рублей 90 копеек), а значит некачественную водку.  В результате на прилавках подавляющего большинства магазинов водка, что еще недавно продавалась по цене 50-80 рублей за пол-литра, стала стоить около 90 рублей за ту же емкость. И осталась столь же популярной среди самой пьющей части населения. Благо, и на выросшую в цене водку денег у нее достало. Правда в ущерб питанию – собственному и своих домочадцев.
Второй мерой явилось пресечение пьянства среди несовершеннолетних. Во всех торговых предприятиях города был объявлен запрет на продажу пива и алкогольной продукции лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Тогда же сотрудниками УВД было проведено аж 28 рейдов по выявлению фактов продажи алкоголя несовершеннолетним в розничной сети города. В процессе этих мероприятий было выявлено более 20 подростков в состоянии алкогольного опьянения, а в территориальные отделы милиции доставлены свыше десятка несовершеннолетних, распивающих спиртосодержащую продукцию в общественных местах.
В ходе выявления причин нахождения подростков в состоянии опьянения обнаружено 6 фактов незаконной продажи спиртных напитков подросткам в точках розничной торговли. На продавцов торговых предприятий составлено 5 протоколов об административных правонарушениях. По фактам продажи алкогольной продукции в 4 торговых точках ведется административное расследование.
Но активная часть этой кампании завершилась. Она была очень скоро позабыта – и теми, кто ее осуществлял, и теми, против кого она была направлена. А потому пьющие подростки, уже похоронившие память о 28 антиалкогольных рейдах, продолжают «незаконно добывать» пиво, спиртосодержащие коктейли и другие алкогольные напитки и грубо «нарушать беспорядки» во дворах и на улицах города

Вчера в СССР

Пояснить, откуда у русских «ушибленное алкоголем сознание», автор попросил нашу землячку, преподавательницу истории и философии одного из череповецких училищ, которая когда-то работала над диссертацией о нравственности рабочих 20 годов прошлого века.  Будучи аспиранткой Российского государственного педагогического университета имени Герцена, она докладывала о русском бытовом пьянстве в среде пролетариев и партийных работников на всемирном конгрессе по экономическим, социологическим и историческим проблемам России и Восточной Европы в Тампере (Финляндия).
Представителей 52 государств так взволновала затронутая череповчанкой тема, что они предоставили ей гранд для написания двух докладов и поездку в страну Суоми. Вероятно, потому, что в Финляндии официально существует сухой закон, жители этой страны  с большим любопытством изучают алкогольные нравы и традиции своих восточных соседей. Особенно законопослушных европейцев интересуют русские дивиантности — отклонения от общепринятой нормы поведения (алкоголизм, проституция, воровство и т. п.). В Хельсинки даже существует Институт истории России, на одной из кафедр которого преподают опыт наших антиалкогольных компаний.
Материалы для финского доклада собирались по отчетам о деятельности контрольных партийных комиссий, которые хранятся в  архивах ЦК КПСС, и историко-партийных документов политической истории в Смольном. Оказывается, основанием для сухого закона, придуманного Андроповым и осуществленного Горбачевым в 1984 году, послужили антиалкогольные компании 1908-1911 и 1922-1929 годов. Сама исследовательница к «практическим занятиям по избранной теме» относилась равнодушно, поэтому ни призрака Кирова, которого убили в Смольном, ни зеркала, с которого Ленин якобы нюхал кокаин, она во время работы не видела.
Больше всего в вульгарной теме череповчанку поразили доносы в контрольные комиссии. Например, некий партийный деятель Пучков построил для своей умершей любовницы склеп. Со своими деловыми партнерами-нэпманами Пучков частенько выпивал над надгробием безвременно ушедшей пассии. Когда соглядатаи выследили «кладбищенскую корчму», то обнаружили на могильной плите надпись: «Пусик, ты так и не поняла идей социализма и коммунизма…»

Позавчера в Российской империи

Зарождение трезвеннического движения в России исследователи связывают с именем Льва Толстого. В декабре 1887 года в своем имении в Ясной Поляне граф основал общество «Согласие против пьянства». Вступающим в братство вменялось в обязанность «никогда не пить пьяного, не покупать и не угощать ничем пьяным других». В 1904 году появилось Московское общество трезвости, критикующее министра финансов Витте, который ввел госмонополию на торговлю водкой. За три последующих года потребление водки в России на душу населения увеличилось на 23,5 процента. Ежегодно пьянство становилось причиной смерти около 100 тысяч человек. В состоянии опьянения совершалось более половины всех преступлений. Хотя употребление спиртных напитков в России являлось формой проявления национального характера, неотъемлемой частью обрядности, элементом отдыха и проведения досуга. Какие поминки, дни рождения и свадьбы без спиртного? А уж кружка пива после смены или сто грамм на престольный праздник — дело святое.
Самарский депутат III Государственной Думы (1907-1912 годов) предприниматель Челышев впервые поставил вопрос о мерах по борьбе с пьянством во всероссийском масштабе. 11 декабря 1907 года думская комиссия во главе с епископом Гомельским Митрофаном провела законопроект о принятии общегосударственных антиалкогольных мер. Вслед за этим военное ведомство в 1908 году отменило ежедневную выдачу «чарки» нижним чинам и запретило продажу водки в солдатских лавках и буфетах.
Одновременно Священный Синод вменил в обязанности духовенству разъяснять населению необходимость искоренения пьянства. В тот же год по всей России было открыто 140 обществ трезвости, которые занимались пропагандой здорового образа жизни. В 1909 году их насчитывалось уже 251, а в 1910-ом – 458. В 1911 году епископ-трезвенник протащил через Думу законопроект об ограничении продажи спиртных напитков. Этот акт накладывал запрет на продажу алкоголя в праздничные дни, а в предпраздничные — после двух часов пополудни. Так же запрещалось продавать и распивать спиртные напитки в присутственных и местах общественных развлечений. На этикетках предполагалось размещать надписи о вреде вина. Правда, питерский Съезд виноделов, виноторговцев и представителей трактирного промысла этот законопроект опротестовал, а французский «Совет защиты торговли водками и коньяками» обратился к правительственным кругам России, чтобы как-то повлиять на ситуацию.
И все же в 1914 году ограничительные меры на продажу спиртного в императорской России были введены. Сухой закон в 1917 году поддержали и буржуазное Временное правительство, и большевистский Совнарком. Всеобщая трезвость подавалась как новая форма пролетарского быта. В укреплении Сухого закона особую роль сыграл военный коммунизм. Наркому продовольствия были предоставлены чрезвычайные полномочия в борьбе с кулаками, укрывающими зерно, из которого изготовлялся спирт. Торговать спиртосодержащими напитками и вовсе запрещалось. Так началась эра самогоноварения. В условиях товарного и денежного кризиса сивуха стала играть роль эквивалента стоимости. Крестьяне гнали первач.

и в начале советской эпохи

В мае 1921 года на Х  Всероссийской конференции РКП (б) Ленин заявил: «…в отличие от капстран, которые пускают в ход такие вещи как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, как бы выгодны они не были для торговли». Через год на следующем партийном съезде вождь мирового пролетариата для вытеснения из подпольного оборота сивухи разрешил нормированную продажу пива и вина. В клубах на общественных мероприятиях тогда давали по две бутылки пива в руки. Ну, как тут не вспомнишь о советских нормах отпуска. В народе умение пить и способность выпить большое количество рассматривались как проявления мужской силы. Традиции (обмывание «первой получки», «нового станка», повышения разряда) и практика мирной жизни (походы в гости, крестины-«октябрины») способствовали распространению наследственного алкоголизма и болезненной тяги к спиртному. Более трети рабочих в возрасте до 25 лет страдали этими недугами.
В ходе партийной чистки 1921-1922 годов пьянство вышло на второе место в списке партийных болезней. Зиновьев на бюро Петроградского губкома удивлялся: «…волна пьянства зарезает партию. На съезде бродят иногда такие, что трудно стоять рядом». Пьянка в Советском партаппарате имела глубокие корни. Осенью 1924 года Крупская на пленуме ЦКК ВКП(б) при обсуждении мер по борьбе с пьянством высказалась: «Было бы лицемерием с одной стороны осуждать пьянство, а с другой вводить «монопольку» (государственную дешевую водку)». Однако пленум обошел вниманием призыв «первой леди» страны Советов, полагая, что выпуск водки вытеснит самогоноварение. На это Троцкий отозвался: «Мы вытесняем черта сатаной». Главной мерой по борьбе с алкоголизмом, по мнению партийцев, должно было стать создание общественного мнения, решительно враждебного пьянству.
В 1925 году, когда страна встала на рельсы индустриализации, была введена свободная продажа водки. Пить стали не только рядовые члены партии, но и ответственные работники. Политбюро ЦК ВКП (б) доверило Куйбышеву создать специальную контрольную комиссию. Спецы из Наркомпроса и Наркомздрава предложили закрывать винно-водочные магазины до окончания рабочей смены. В Москве с 1924 по 1928 годы количество пьющих семей увеличилось вдвое и достигло 93 процентов. Средний размер потребления алкоголя на семью вырос в 8 раз. За этот же период, по данным питерского губздравотдела, количество смертельных отравлений «катанкой» выросло в 9 раз, а алкогольных психозов — в 4. Выборочные обследования среди школьников показали, что алкоголь употребляет 88 процентов опрошенных, а вкус водки знаком детям 11-12 лет.
Летом 1926 года первичные организации получили тезисы ЦК ВКП (б) «О борьбе с пьянством» и специальное письмо ЦК ВЛКСМ. Осенью вышел декрет о лечебно-принудительной работе с алкоголиками. Так появилась принудительная система лечения. В районных клиниках были введены должности психиатров и организованы первые наркодиспансеры. За времяпрепровождением высокопоставленных членов ВКП (б) и ВЛКСМ был установлен контроль. Хронически больных ставили на особый учет. Членам партии запретили посещать кабаре, игорные клубы, рестораны первоклассных гостиниц и прочие места сборищ нэпманов.
В 1928 году было создано Общество по борьбе с алкоголизмом (ОБСА), которое ставило перед собой утопическую цель — полное прекращение производства и продажи спиртных напитков в течение 15 лет. Считалось, что при коммунизме советским гражданам будет незачем пить. Однако социальные условия жизни рабочих диктовали увеличение потребления алкоголя. Получки рабочего 20-х годов прошлого века хватало лишь на удовлетворение голода ржаным хлебом и картофелем при «гомеопатическом» уровне потребления мяса. На зарплату за первую половину 1923 года 72 процента всех советских рабочих получили всего по 14 рублей! Введение в оборот «монопольки» дало хоть какое-то увеличение калорий в скудном рационе питания. Кроме того, пьянство выступало формой социального протеста. Трудящиеся довольствовались нищенской зарплатой, и в то же время обязаны были не допускать прогулов, опозданий и брака в работе. Постоянно повышались нормы производительности труда. Служебные распоряжения вышестоящих лиц и организаций иногда были просто не выполнимы. Все это вызывало депрессию у рабочих, которые находили успокоение в алкогольном забытьи.
Партийное пьянство было вызвано идейно-политическими причинами: неприятием НЭПа, неудавшейся революцией в Германии, смертью Ленина, разоблачением вождей-троцкистов, страхом перед партийными чистками.

Приговор

Аналогичное ограничение доступа части населения к специфическим символам успеха (машина, загородный дом, престижная работа) наблюдается и в наше время. Не исключено, что реакцией личности на подобную общественную ситуацию станет вызов (бунт). Человек, избирающий алкоголь, хоть и тяготится собственной социальной неустроенностью, но все же уходит от действительности. Поэтому государству выгодно держать граждан в «алкогольном пассиве». Хотя еще в начале прошлого века медицина открыла нарушение хромосомного обмена. В результате систематического пьянства и наследственного заболевания алкоголизмом у русских выпадает одна хромосомная пара. Хронической дебилизации населения в России пока не наблюдается, но появление нового типа человека — «хомо-алкоголикус» не за горами. В «лучшем случае» детский идиотизм и потеря памяти станут обыденными вещами. Если верить статистике, то во времена Андропова каждый шестой советский ребенок рождался умственно отсталым. Что же говорить о настоящем.

Роман СТОПКИН

Дата: 27.05.2017

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна