Вот краткая история череповецкого тарифа: в 2006 году он повысился с 6 до 8 рублей, в 2007 году – с 8 до 9 рублей. Последнее – двукратное — повышение зарегистрировано в 2008 году: с 9 до 10 рублей и с августа – с 10 до 12 рублей. Кроме того, нынче установлен своеобразный рекорд: за двадцать лет Череповец впервые повысил цены позже областной столицы (в Вологде аналогичное повышение состоялось в феврале).
Но дело даже не в том, что билет подорожал (ведь 2 рубля прибавки погоды в семейном бюджете не сделают), а в том, как и почему это произошло. В этом мы и попытались разобраться.
Даешь пятилетку – за год
Чем бы ни было вызвано повышение в действительности, все, кто обсуждают больную тему, сходятся в одном: главной причиной повышения стала закупка 20 сочлененных автобусов «ЛиАЗ-¬5256», презентация которых состоялась в марте на площади Металлургов Череповца. Мэрия не скрывает, что «гармошки», приобретенные в лизинг, планируется окупать за счет перевозок. То есть, за счет пассажиров. И соответствующая графа в структуре тарифа занимает 9% (1 рубль 26 копеек). Стоимость одного автобуса – порядка 6,5 млн. рублей. Весь транспорт Череповца перевозит в месяц 8 млн. человек. То есть, за 20 машин нам придется расплачиваться в рамках нового тарифа чуть больше года. Срок окупаемости – завидный при сроке лизинга в пять лет. А муниципальная автоколонна просила увеличить тариф аж до 17 рублей! Но даже при сохранении тарифа срок окупаемости все равно был бы короче указанных пяти лет.
Значит, дело не в покупке автобусов?
Комфортные… пробки
Примечательно, что все автобусы были приобретены для муниципальной автоколонны №1456, в парке которой самое большое количество автобусов – 160. Теперь уже 70 из них – новые.
Необходимость покупки начальник отдела транспорта мэрии Игорь Волков аргументировал заботой о повышении комфортности перевозок, что звучит необычно. Главным образом потому, что вот уже лет 15, как в городе нет особенных проблем с транспортным обеспечением главных (и самых доходных) маршрутов. А ведь именно их обслуживает муниципальная автоколонна. И именно на эти маршруты выведены купленные «гармошки».
Кроме того, вот уже больше двух лет в Череповце ведется ремонт Ягорбского моста – самого узкого места в транспортной схеме. И большинство «гармошек» ходят именно здесь – друг за другом, создавая заторы в движении и застревая в пробках. Ведь длина этих чудовищ почти вдвое превышает длину обычного автобуса. Стоять в пробке на перекрестке – сомнительный комфорт. И длиться это будет долго: сроки окончания работ на мосту неизвестны. Стало быть, дело не только в комфорте?
Льготы в профиль и анфас
В Череповце перевозки осуществляют 300 автобусов и 31 трамвай, которые перевозят за день почти все население города – более 260 тыс. человек. То есть, каждый транспорт в среднем перевозит более 780 человек.
Но эта цифра приводится отделом транспорта мэрии с оговоркой: здесь учтены льготники, которые имеют право бесплатного перемещения по единым проездным.
Всего в Череповце продается более 30 тыс. проездных ежемесячно из расчета 60 поездок в месяц. Кстати, стоимость проездных останется прежней, областной бюджет обещал перевозчикам оплачивать разницу. Вдобавок к уже выплачиваемой компенсации.
Как, из какого расчета выплачивается компенсация, Игорь Волков конкретно не пояснил, сославшись на сложную для понимания методику. Правда, объяснил, что компенсация напрямую зависит от количества проделанной транспортной работы (ТР): то есть, от того, сколько пассажиров приходится на километр маршрута.
В определении проделанной ТР безусловно выигрывает тот, у кого больше автобусов повышенной вместимости на наиболее популярных маршрутах – то есть, автоколонна №1456. Удельный вес этого предприятия в процентном отношении от ТР составляет 55% — абсолютное большинство. И с выводом новых автобусов эта цифра увеличится.
Причем тут льготники? При общих суточных колебаниях численности обычных пассажиров льготники – та постоянная, за которую стоит держаться: ведь даже за льготника, сидящего дома на больничном, транспортники компенсацию получат. Возможно, они и являются главным предметом охоты муниципальной автоколонны.
Мертвые души
Такая подстраховка выглядит тем более обоснованной, что конкретного учета численности пассажиров в Череповце не существует. Перед мэрией количеством проданных билетов отчитывается только муниципальная автоколонна. «А финансовую деятельность частных предпринимателей мы не имеем права проверять», — признался Игорь Волков. Совсем недавно (зимой этого года) начальник отдела транспорта сетовал на чудовищные приписки перевозчиков-частников, которые, судя по их отчетам, «возят пассажиров на крышах». Подобная ситуация – благодатная почва для финансовых злоупотреблений. И перемен в этой сфере не предвидится: карточная смарт-система, за которую ратует Волков и которая позволит наладить строгий учет, стоит недешево. И это – еще один аргумент в пользу борьбы за «льготные» компенсации.
Когда будет налажен учет, пока неизвестно. Поэтому всем нам стоит подготовиться к тому, что муниципалитет будет наращивать присутствие автоколонны №1456 на рынке перевозок. Вытесняя частников и увеличивая нагрузку на наш кошелек.
Остап ВЕРБА
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна