Яндекс.Метрика Череповец неплохо живёт. Пока неплохо | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

Череповец неплохо живёт. Пока неплохо

Автор:ЧИ

Череповец неплохо живёт. Пока неплохо

Череповец со временем может потерять статус экономической столицы, захиреть и прийти в запустение. Предпосылки для этого уже наблюдаются. Хоть в городе и началось строительство второго моста через Шексну. Он обойдется областному бюджету в 16 с половиной миллиардов рублей. На чём основано предположение о возможных проблемах? Об этом – расскажем.

Печальная судьба

В Кемеровской области есть город Новокузнецк. Череповец похож на него. Это крупный промышленный центр с населением более чем в 500 тысяч человек. В последние годы деньги отсюда перетекают в административный центр Кузбасса – Кемерово. Там – главные стройки, там — бешеные темпы возведения жилья, там – большой аэропорт, в который новокузнечане вынуждены ездить за 200 километров, потому что свой хиреет.

Так же как и в Череповце, в 1998 году в Новокузнецке начался было подъем. Доллар взлетел, рубль упал. И продукция новокузнецких предприятий, продаваемая за валюту, стала стоить в рублях в 4 раза больше. Однако в 1998-2000 годах новокузнецкие промышленные предприятия стали предметом борьбы между финансово-промышленными группами. Остановить битву не удалось.

19 октября 1997 года на выборах губернатора Кемеровской области с результатом в 94,5% победил Аман Тулеев. Ниже 93% он и впоследствии не набирал. И деньги рекой потекли из Новокузнецка в Кемерово. Подъем этой территории легко проследить по данным Википедии: «Самый благоустроенный город России — 2012. В 2013 году Кемерово заняло 8 место в рейтинге «30 лучших городов для бизнеса», составленного русским изданием журнала «Forbes». В 2017 году город-спутник Кемерова — Лесная Поляна признан лучшим в России проектом комплексного освоения территории».

Для сравнения: о Новокузнецке Википедия упоминает только лишь, что «в 2009 году, обогнав Оренбург, он занял 27 место в рейтинге «30 лучших городов для бизнеса», составленного русским изданием журнала «Forbes». Видимо, это ирония такая. Радоваться четвертому месту с конца. А ведь если смотреть на экономическую мощь города, такого быть не должно. Основа промышленного потенциала Новокузнецка — металлургическое производство (некогда славный хоккейный клуб «Металлург» скатился в ВХЛ), добыча полезных ископаемых, производство готовых металлических изделий. На долю этих доминирующих видов деятельности приходится 81% объёма отгруженных товаров и услуг. В городе работают предприятия Евраза и Русала.

А что в Кемерове? Здесь расположены штаб-квартиры крупных российских компаний: «Кузбассразрезуголь», «Кузбасская топливная компания», «Сибирский цемент», «Сибирский деловой союз», «Промстрой», «Кемеровогражданстрой», «РегионМарт». В структуре экономики города Кемерово преобладает сфера услуг, в частности общественный сектор (образование, здравоохранение, государственное управление).

Доходы бюджета Новокузнецка при населении 552 тысячи человек в 2019 году должны составить 19 миллиардов 719 миллионов. А Кемерова при населении 558 тысяч человек — 25 миллиардов 149 миллионов. Разница в 5 с половиной миллиардов при одинаковом населении! Трудовой город с преобладанием в экономике товарного производства живет гораздо хуже соседа, который ничего не производит.

Выходит, в Новокузнецке работают, а в административном центре региона – осваивают заработанное соседями. Это несправедливо.

А что у нас?

А нам везет. Пока. Областное руководство у нас традиционно череповецкое. Поэтому город развивается и чувствует себя хорошо. Череповецкие во власти обязаны поддерживать высокий уровень жизни в родном городе, где находятся ключевые предприятия Вологодской области. Их работники и те, кто им сопутствует, должны иметь деньги на выплату ипотеки, на покупку бензина для машины, на полеты в отпуск из своего аэропорта, на кино, на театр, на то, чтобы поднимать детей. Им должно быть приятно находиться в городе.

Список объектов, которые строятся и ремонтируются в Череповце, вы легко можете найти в интернете. Единственный отрицательный пример – перенос на год открытия новой школы в Зашекснинском районе. Всё остальное у нас делают быстро и хорошо.

Я знаю, какие вопросы задают люди на промышленных предприятиях тому, чье имя в эти дни не называется. Они его знают, некоторые лично. Поэтому могут обратиться на ты, могут усомниться в некоторых прожектах, потому что знают привычку преувеличивать, без которой не говорится ни одна речь. Могут сказать: ладно, верим. Но смотри, если что!

А что будет с Череповцом, если власть поменяется? Если пахать череповчане продолжат так же – в три смены, а иметь будут меньше? Новокузнецк? Об этом не хотелось бы думать. Но есть чёткое понимание: отдать контроль над регионом чуждым силам – это преступление!

Если Череповец утратит первенство в Вологодской области, нас ждут плохие времена. Пример был приведен выше…

Плохо быть г…

Вдруг вспомнилась одна статья в одном из номеров нашей газеты от 2012 года про Юрия Кузина, который тогда работал в Череповце мэром. Юрия Александровича мы жестко критиковали, впрочем, без намеков на совершение им противоправных действий. В Череповце статья вызвала недовольство мэрии, только-только закончившей вычислять журналистов, пишущих в «Череповецкую истину», с целью наслать на них кары, если окажется, что это ребята из «нормальных» изданий.

Помню разговор с коллегой, которой удалось отбиться от подозрений. С её слов, каждая пресс-конференция в мэрии для нее была испытанием. Помощник мэра по работе со средствами массовой информации пожирал несчастную взглядом, выжигал мозг вопросами: «Наташа, а это точно не ты Остап Верба? Не ты? А Иван Лабазов? Тоже нет? Ох, беда-беда… Беда с вами, ребята».

К чему это я? К тому, что статья про Кузина, перепечатанная одним вологодским СМИ, получила несколько комментариев жителей областного центра, один из которых я запомнил: «Вот в чем отличие Вологды от Череповца. У них своих поддерживают, а у нас топят».

Позвольте, изумились мы всей редакцией! Как это – «поддерживают»? Мы же его разнесли, подлеца такого. В Череповце негодуют по поводу критики, а со стороны она выглядит как деловые замечания, сделанные с любовью к своему городу? Вот это да!

Будьте уверены, любого череповецкого (и не только) руководителя в Вологде ждет негатив. В чем причина?

Ну, тупые!

Выходцев из Череповца, которые составляют значительную часть топ-менеджмента в областном правительстве, отличают некоторая узость мировоззрения и полное отсутствие желания рассуждать на абстрактные темы, вызванные привычкой решать конкретные задачи в жёстком режиме. Запись планерки в одном из цехов ЧерМК, на которой солировал начальник цеха полимеров Андрей Барабанцев, растащили на цитаты, он даже стал прототипом для полномочного представителя президента в сериале «Домашний арест». «Нет потенции – сваливайте с рынка», «Вам что – воздух свободы ж… защекотал?!», «Я вам кто – клоун?! Я – начальник цеха «Северстали!», и, наконец, вошедшее в общенациональный обиход: «Прос…али полимеры!»

Один представитель ЧерМК с хорошей зарплатой и должностью, комментируя в приватном разговоре нездоровую привычку коллеги, сказал дословно следующее: «Я бы от его жизни сразу на героин перешел, чтобы наверняка. Он еще молодец, держится».

В Череповце не обращают внимания на отсутствие в речи начальства цитат из стихов Никола Рубцова. Никто не оскорбится, если услышит справедливое замечание в лоб – без реверансов и ласкового взгляда. Тут даже феминисткам негде разгуляться. Мэр – женщина. Глава города – женщина. Три из шести заместителей мэра – женщины. Половина начальников управлений – женщины. Страшно сказать, на ЧерМК начальники некоторых цехов – женщины. Даже технический директор «Северстали» — женщина!

Это потому, что соблюдается принцип: нет потенции – сваливай с рынка. Гендерная принадлежность никого не волнует. Умеешь работать – добро пожаловать. Не умеешь – не поднимешься. Всё чётко и конкретно.

Поэтому череповецкие в Вологде и вызывают злобное отторжение некоторой части старого руководства своей скоростью работы и кажущейся узостью взглядов. Как сказал Андрей Макаревич про Алёшку Навального: «Вот люди на него смотрят и думают, что вроде говорит он правильные вещи. Но на каком-то тактильном уровне ощущают, что чего-то он не наш. А Путин — наш».

Так что, коллеги, губернатор Вологодской области и его заместители не тупые и не бездушные. Просто они заточены решать конкретные задачи. Нам нравится. А вы попробуйте встать на их позиции, посмотреть на мир их глазами. Так, как это делают череповчане. Помните песню про девчоночку фабричную? «А подойди-ка с ласкою. Да загляни-ка в глазки ей. Откроешь клад, какого не видал».

Тогда и на тактильном уровне ощутите: наш!

Верим в лучшее

Мне – череповчанину с 1980 года, нашему редактору – коренному череповчанину – хочется, чтобы город развивался. Пока у власти земляки, опасений нет. Дай Бог, чтобы так и было всегда.

Остап ВЕРБА.

Дата: 23.08.2019

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна