Яндекс.Метрика Бизнес депутата Сверчкова | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

Бизнес депутата Сверчкова

Автор:ЧИ

Бизнес депутата Сверчкова

Нездоровая ситуация сложилась вокруг инвестпроекта по строительству фанерного комбината «Устьелес». Мы попытались разобраться, чем является опыт по привлечению инвестиций – «сыном ошибок трудных» или чиновничьим умыслом.

Фанфары для фанеры

Власти Вологодчины – региона, 70% которого занимают леса, не раз подчёркивали стратегическую значимость проектов по глубокой переработке древесины. Неслучайно в перечень приоритетных в 2013 году был включен проект по строительству фанерного завода в Соколе, о котором заявило ООО «Устьелес». Учредителями компании, зарегистрированной в 2012 году, выступили Любовь Ганина и Владимир Сверчков. Ганина больше известна как родственница местного предпринимателя Сергея Попова, который и был фактическим совладельцем компании. В свою очередь Сверчков — депутат областного Заксобрания (фракция «Единая Россия»).

По всей видимости, опыт бизнесменов помог им убедить власти выделить под реализацию проекта из лесного фонда 152 тысячи кубометров допустимого ежегодного изъятия леса. А уже через год в инвестиционный проект внесли изменения, которые позволили отдать ещё 72000 кубов. Таким образом, лесной фонд региона без конкурса передали в долгосрочную аренду с 50-процентной скидкой от арендной ставки.

Торжественная церемония запуска первой линии по производству фанеры состоялась в августе 2015 года. А в начале 2017 года было заявлено о запуске второй линии.

Планы и реальность

Проект предусматривал, что при выводе на полную мощность к 2017 году завод будет производить 36000 кубов клееной фанеры, и 43000 — технологической щепы. К 2018 году производство фанеры должно было увеличиться до 49 тысяч, а щепы — до 45. Была заявлена и социальная миссия, в соответствии с которой компания должна обеспечивать население дровами, древесным углем и пиломатериалами.

Однако при двух работающих линиях по производству клееной фанеры объем производимой продукции по итогам 2017 года составил 30% от плана. Последние отчёты о выпуске продукции переработки подтверждают отставание от плана инвестиционного проекта. Более того, до некоторых заявленных проектом видов продукции дело так и не дошло.

В 2016 году планировалось произвести 27000 кубов фанеры и 36 тысяч технологической щепы. В результате фанеры выпустили почти в четыре раза меньше, а щепу здесь и вовсе не производили. Ещё большее отставание зафиксировано в 2017 году: 12000 кубометров фанеры вместо 40000, а щепы и угля – по нолям.
Очевидно, что при таком раскладе и хроническом срыве целевых показателей трудно рассчитывать на успешную реализацию проекта.

Обязательства без выполнения

Презентуя проект, власти справедливо называли его уникальным. Планировалось, что к концу 2017 года завод должен был перечислить в бюджеты разных уровней более 100 млн. рублей налогов. Но обязательства существенно разошлись с реальностью. Предприятие перечислило немногим более 10 миллионов. Это меньше, чем затраты государства на предоставленные льготы по аренде.

Не менее интересны и другие показатели. Выход дров на заводе составляет 25,9 % от общего объема заготовки, в то время как практика лесозаготовительных предприятий показывает в среднем не более 7% от объема заготовки. Понятно, что целью инвесторов была вовсе не продукция глубокой переработки, о которой они так громко заявляли, а элементарное освоение лесного фонда и продажа круглого леса.

Показательно, что в 2016 году дрова продавались аффилированным «Устьелесу» компаниям ООО «ГК «БИО», ООО «БИО ГРУПП», ООО «Технопром». Все они не связаны с обеспечением дровами жителей региона. Неслучайно в виде дров было продано немногим более 5000 кубометров вместо 80000. Остальное, как следует из данных ЕГАИС, шло как пиловочник.

Можно предположить, что «Устьелес» умышленно занижало качество продукции и реализовывало её под видом низкосортной древесины через аффилированные компании. Это позволяло скрыть реальные доходы и уменьшить налоговые платежи. Социальная же миссия оставалась только на бумаге.

Суд за дело

Реализация инвестиционного проекта отстаёт от плана более чем на два года. И детали оказались бы за кадром, если бы не возникший в конце 2017 года конфликт между учредителями, которые ведут спор за владение расчетной лесосекой, полученной от государства на льготных условиях.

У депутата Владимира Сверчкова есть мандат и, как следует из публикаций в местных СМИ, амбициозные планы по другим инвестиционным проектам. Однако из судебных разбирательств становится ясно, что реальным инвестором компании выступал Сергей Попов. В настоящее время в Арбитражном суде Вологды рассматривается сразу 9 дел: с предприятия взыскиваются более 180 млн. рублей, которые и стали основой инвестиций.

При этом чиновники из областного департамента экономического развития, комментируя ситуацию в официальных пресс-релизах, утаивают истинный смысл происходящего. Хотя у чиновников должно быть другое руководство – постановление правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Согласно документу, грубых нарушений при реализации инвестиционного проекта, которыми отличился «Устьелес», достаточно для досрочного расторжения договора аренды леса.

Странным является и тот факт, что ущерб от применения собственниками предприятия схем по сокрытию выручки и уклонению от уплаты налогов остался пока без должной реакции правоохранительных органов.

В этой истории чиновникам за деревьями упорно не видно «Устьелеса», хотя недавнее «ягодное дело» на Вологодчине должно было выстроить в их головах правильную для государства систему.

Инна ШУБИНА.

Дата: 27.04.2018

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна