Для тех, кто не знает, вкратце сюжет последней ленты Балабанова. Несколько человек — бандит, проститутка, музыкант и алкоголик едут к Колокольне счастья. По легенде она забирает с собой людей. Но не всех, а только избранных. В фильме из разных уст десятки раз звучит фраза «Я тоже хочу». Все, кто едут в большой черной машине бандита, хотят счастья и надеются, что колокольня выберет именно их.
В России в это время лето и только вокруг колокольни на несколько десятков километров всегда снег и минус 15. Въезд между зимой и летом охраняют солдаты, но они пускают всех — «так приказал патриарх». Наши герои пробираются к колокольне. Алкоголик не пошел к ней и насмерть замерз в снегах. Проститутку и музыканта она забрала. А бандита – нет. И вот он садится возле колокольни и видит там мужика. Мужик невысок ростом, интеллигентен, носит длинные волосы, очки. Алексей Балабанов сыграл самого себя. На вопрос бандита «а ты кто?» герой Балабанова отвечает: «Я – кинорежиссер, член европейской киноакадемии». Чуть позже он падает набок и умирает. Когда 18 мая Балабанов скончался в реальности, все заговорили, что фильм пророческий. А колокольня Запогостской церкви, снятая в фильме как колокольня счастья, готовилась обвалиться, никому не нужная. И на 41-й день после реальной смерти Балабанова она таки рухнула.
«В фильме колокольня забирала хороших людей, а в реальности — Балабанов забрал с собой хорошую колокольню», — писали жители поселка Шексна, в окрестностях которой и находилась колокольня.
Эта новость немедленно облетела интернет и стала одной из самых популярных в тот день. А на радио «Серебряный дождь» даже вышла часовая передача, посвященная Алексею Балабанову.
Удивительна реакция местных властей на обрушение колокольни. В департаменте культуры заявили, что она не была внесена ни в какие реестры, исторической и культурной ценности не имела. Как-то странно у нас трактуют художественную ценность. При этом власти все время озабочены, как бы привлечь в регион как можно больше туристов. Так вот же оно! Задумались бы чуть раньше, подлатали бы колоколенку и водили туристов, показывая: вот она та самая колокольня счастья из фильма «Я тоже хочу». Поклонников у режиссера десятки миллионов во всем бывшем СССР и Европе. Глядишь, скудную копеечку бюджет бы и поимел. И это безо всяких усилий. Строить ничего не нужно (как в случае с бородатым старцем). Знай, припоминай, как Балабанов снимал здесь, да показывай кадры из фильма «Я тоже хочу». И все – рублей по 500 с носа в бюджет гарантировано.
И ведь это не единственное место в наших краях, где работал Балабанов. В 2006 году в Череповце он снял свой самый тошнотворный фильм «Груз 200». Снял, потому что любил наши края. Вот цитата из его интервью журналу «Афиша»: «А Череповец какой город! Череповец – это конец света, чтоб снимать: трубы дымят, все железное, ничего живого вообще – красота! А Великий Устюг, а Вологда! А Тотьма! Вы и не представляете, до чего у нас страна удивительная!».
В 2006 году мне посчастливилось наблюдать Балабанова на череповецкой земле. Встречали утренний поезд из Питера. Режиссер, прямо скажем, ступил на перрон в невменяемом состоянии. Пил к тому времени он уже несколько дней. Картина шла рывками, с большими усилиями. Сбежав от местных телевизионщиков, Балабанов заперся в машине. Все попытки выманить его для разговора провалились. В ответ на стук в окно машины, киношник только плотнее прижал к груди кожаный портфель и опустил глаза. Его била заметная дрожь. Зато через день, оклемавшись, он вовсю снимал на «Северстали». На территории установили знак несуществующего города Ленинска. Заводоуправление КХП стало прокуратурой. В массовке были десятки череповчан. Их одели в «костюмы», соответствующие 1984-у году. Пару часов перед камерой и получи 500 рублей и приглашение на премьеру.
Именно по территории «Северстали» везет свою жертву мент-маньяк капитан Журов. Надо ли говорить, что все это выглядит крайне мрачно? Дымы родного комбината веселья никакому фильму добавить не могут. Тут хоть 150 миллиардов на экологию потрать, аура металлургического гиганта к радости не располагает.
Еще Балабанов снимал возле общаги на улице Маяковского. Совсем крохотную сцену. Всего лишь 25-секундный проезд милицейской машины по двору. Но нужно было знать дотошность Балабанова! Во-первых, ему понравилось это место. Рядом меткомбинат. Дом обшарпанный, ремонту со дня постройки не подвергался. Помнится, была у режиссера задумка: когда машина начинает движение, с земли взлетают голуби. Перелетев через машину они возвращаются и опять пролетают вблизи автомобиля. Причем пролетают очень близко к лобовому стеклу. Зачем это было нужно? Что это символизировало в фильме? Нам это неведомо. Но помощники Балабанова, скупив в магазине по соседству весь запас белого хлеба, задачу выполнили.
Фильм был снят. 99% населения и кинокритиков его не приняли. Посчитали чересчур уж черным. Ну а нам то что?
Режиссер умер и больше уже ничего не снимет. Поэтому нужно бережно относиться к тому, что осталось. Потратить немного денег на то, чтобы колокольня под Шексной не развалилась окончательно. Сделать в Череповце комнату, посвященную съемкам «Груза-200» (например, в кинотеатре «Комсомолец). Маршрут готов.
А заявлять, что колокольня не имеет культурной ценности — глупо. Пару лет назад, может, и не имела. А теперь это уже не просто колокольня, это память об Алексее Балабанове для поклонников настоящего киноискусства.
Алексей СЕВРЮЖЕЧКОВ.
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна