Новый храм
Идея строительства второго православного храма в Череповце возникла чуть более десяти лет назад. Тогда еще не было точного понятия и осознания имени, и в честь какого святого необходимо строить храм. Тем не менее, для Череповца, где все, кроме одного Храма — Воскресенского собора, при коммунистах были разрушены, строительство нового Храма, как искупления за нанесенный Христианской вере ущерб, было просто необходимо. Это понимали все жители города — и истинно верующие, и только стремящиеся к обретению веры. Инициаторами строительства выступили череповчане, а средства на возведение новой православной святыни собирали всем городом: в общественных местах были установлены прозрачные контейнеры для сбора пожертвований.
В 2008 году к сбору пожертвований «приобщился» официальный благотворительный фонд, осуществлявший сбор средств, инвестирование и руководство строительством. В попечительский совет фонда вошли общественно значимые персоны: крупные политические фигуры, деятели культуры, предприниматели, представители крупного бизнеса и городской администрации. Тогда же у строительства появился иной социальный контекст, жесткий и прагматичный: ни одна публикация, касающаяся возведения храма, больше не обходилась без упоминания имен главных спонсоров – членов попечительского совета. Общественности, инициировавшей возведение храма, досталась роль безмолвных статистов.
Направленность псевдосоциального контекста строительства стала отчетливо видна уже на церемонии закладки первого камня в основание будущей православной святыни 30 мая 2009 года. Непосредственное участие в ней, помимо архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, принимали губернатор области Вячеслав Позгалев, мэр Череповца Олег Кувшинников и владелец холдинга ФосАгро Андрей Гурьев – персоны глубоко светские, олицетворяющие симбиоз власти и бизнеса.
Межу тем, на той же церемонии закладки первого камня в основание будущего храма губернатор области убежденно говорил, что благотворительность – это непубличная деятельность. Тем не менее, он вполне публично «примазался» к возведению православной святыни в качестве одного из главных спонсоров – за счет областного бюджета и денег налогоплательщиков. Как, впрочем, «примазались» и представители холдинга ФосАгро, помимо прочего, очевидно, получившие за свою благотворительную деятельность существенные налоговые льготы. И вот, на прошедшей недавно церемонии освещения нижнего храма Афанасия и Феодосия (верхний храм, где размещен иконостас, пока закрыт) выяснилось, что средства представителей попечительского совета автоматически возводят последних в ранг «канонизированных при жизни»: их имена вдруг появились по всему периметру храмовых колоколов – там, где в нормальных обстоятельствах указываются имена святых. Перед власть имущими, конечно, сегодня многие прогибаются, но на этот раз местные служители культа показали настоящие шедевры акробатики в технике отнюдь не религиозного низкопоклонничества.
«Колокол молотом: продано!»
Прихожане, конечно, возмутились. «Строительство нового храма в Череповце — это большое и правильное дело для православных всей области, — написал нам прихожанин Алексей Голубев. — Много прихожан участвовало в бескорыстном пожертвовании денежных средств на строительство, своих, кровно заработанных. Но почему на колоколах, на которых должны быть изображены лики святых, значатся фамилии директора АЗОТ, губернатора области, мэра города и т.д? Я могу понять, что данные должностные лица финансово за счет бюджета области (фактически денег налогоплательщиков, т.е. нас, прихожан) внесли больше, чем простые горожане. Но получается казус. Церковь при жизни практически канонизировала людей, заслуги которых перед обществом еще под вопросом, и причислила их к лику святых. Теоретически патриархия может и не знать о делах, которые происходят в регионах. Но это влияет на веру людей и на сегодняшнее отношение к церкви и религии. Прошу дать ответ, так как прихожане хотят знать официальную точку зрения патриархии на данный казус».
Редакция газеты направила письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой не оставлять череповецких христиан без внимания и ответить на вопрос, заданный прихожанином Алексеем Голубевым. Через месяц после первого обращения, так и оставленного Патриархом без внимания, от нас последовало еще одно письмо тому же адресату. Однако на момент подписания номера в печать ответа от Патриарха мы так и не получили. Так что на официальную точку зрения патриархии, похоже, наложен строжайший обет молчания.
Как ни странно, матерь наша Русская православная церковь ввиду отсутствия материальных ресурсов на возведение новых религиозных объектов довольно давно практикует сделки с дьяволом,… простите, со спонсорами. И в угоду последним отливает имена наиболее отличившихся деятелей на церковных колоколах. Например, в мае 2004 года РПЦ беспрецедентно отличилась, увековечив на колоколах Троице-Сергиевой Лавры — самой большой колокольни в стране — имя Владимира Путина. Правда, не в качестве спонсора, а в качестве «правителя земли Русской», что тоже, в общем-то, нонсенс. Потому что согласно Конституции Российской Федерации единственный «правитель земли Русской» — это народ. Тогда священнослужители пояснили, что это давняя церковная традиция — таким образом принято отмечать время создания колокола. С тех пор указывать имена благотворителей прочно вошло в традицию (то есть, стало модным) и, более того, даже рекомендуется в качестве «привлекающего фактора» для спонсоров (то есть, это не только модно, но еще и престижно).
Звон презренного металла
Идея строительства второго православного храма в Череповце возникла в период, когда в обществе острее всего проявился кризис веры, а завершилась она в период, когда острее всего стал проявляться кризис доверия. Между этими двумя вехами происходило множество событий. Общество менялось параллельно с ними, меняло свое отношение к вере и к церкви. Церковь тоже менялась, пытаясь ответит на те вызовы, которые диктует ей эпоха. Но сейчас уже очевидно одно: социальный контекст колокольного звона изменился. По давней традиции звон церковных колоколов укреплял веру и символизировал «глас Божий на земле», передавая Богу молитвы, надежды и чаяния людские.
По ком же сегодня звонит колокол? Это явный и недвусмысленный возврат к культу личности, причем «на щит» чаще всего возносятся политики и бизнесмены, чья деятельность по определению далеко не безгрешна.
Впрочем, стоит ли сотрясать воздух: давайте сразу канонизируем наших уважаемых спонсоров! Скажем, за возведение еще одного храма в Зашекснинском микрорайоне их вполне можно причислить к лику святых. А что, и спонсорам приятно, и обществу польза. Только кто после этого захочет посещать православные храмы – вот в чем вопрос. Если церковь продает святое, значит, ничего действительно святого уже не осталось. Новые храмовые колокола с отлитыми на них именами спонсоров похожи на гвоздь, воткнутый в глаз — настолько это дико и неестественно. И это, конечно, отнюдь не вклад в укрепление христианской веры – скорее контрольный выстрел в сердце религии как социальной ценности. Звон таких колоколов – это звон презренного металла, смерть религиозной этики и религиозной морали. Церковь, сама того не ведая, воспитывает в людях атеистов. Впрочем, и «генеральные спонсоры атеизма» тоже внесли свою щедрую лепту в коллективную долю общероссийского безумия.
Наталия ВЕЛЛЕР.
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна