Яндекс.Метрика Трещины Камерного театра | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

Трещины Камерного театра

Автор:ЧИ

Трещины Камерного театра

А понтов то было! Понтов! Вдруг объявляли, что

Вологда – культурная столица Русского Севера. Чиновники надувались гордостью, проводили в Вологде Всероссийский Библиотечный конгресс и при этом закрывали библиотеки. Нынче новая культурная фишка — Душа Русского Севера! И при этом – с равнодушием троглодитов наши культурные власти смотрят, как уникальный театр стоит на грани гибели, а то и вовсе стараются столкнуть его в пропасть… Начальник Департамента имущественных отношений Любовь Балаева 25 октября 2016 года потребовала от Камерного театра расторгнуть договор аренды в добровольном порядке.

Рождение театра. Год 1999.

…В смутное время, в год, когда Ельцин еще был при власти, но Путин уже был назначен премьер-министром, режиссер Яков Рубин, актриса Ирина Джапакова и актер Всеволод Чубенко ушли из государственного театра (а других не было) в никуда, на свободу.

Так появился вологодский Камерный драматический театр.

Своего помещения у театра не было, но была свобода творчества, и потому на арендованных площадках граду и миру были явлены «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ, «Отче наш…» по прозе Варлама Шаламова, «Мастер» по сказам П. Бажова и «Священные чудовища» Ж. Кокто.

Уже сложившемуся театру позволили репетировать и ставить спектакли в бывшем здании Госбанка на Кремлевской площади. На втором этаже своими силами создали зал-трансформер, появились молодые актеры, началась студийная работа.

Несколько лет счастливого существования, хотя и на птичьих правах. Но в 2005 году театр выселили, так как в здании Госбанка решено было сделать музей кружев. На мой взгляд – типичная шизофрения власти. Вполне логично было сделать Музей кружев в историческом здании усадьбы Ковырино. Именно там в 1815 году и появилось впервые «Вологодское кружево».

Но – где логика, и где – чиновничьи понты? В результате театр выселили в никуда. Репетировали на квартире, выступали на случайных арендованных площадках, и зрители разыскивали театр в этих скитаниях. Мне, например, довелось видеть его спектакль «Мамаша Кураж — forever!» по Б. Брехту на сцене ДК ПЗ.

И театр, как живой организм, запомнил потери тех времен — из бездомного театра ушли актеры, вместе с ними отмирали спектакли. Был критический момент, когда в театре остались только трое — режиссёр Яков Рубин, актриса Ирина Джапакова и менеджер Ирина Волкова. Но – выстояли, не сдались, и даже выпустили спектакли «Ниоткуда с любовью», «Почему Мадонну всегда рисуют с младенцем?».

Когда еще сказано – были бы кости, а мясо нарастет. И сохранившийся костяк вновь оброс актерами — пришел начинающий актер Александр Сергеенко. Через год к труппе присоединились Елена Смирнова, потом Вячеслав Федотов.

В неукротимой жажде жизни театр доказал свое право на существование, и в 2010 году случилось закономерное чудо – у театра появилось свое здание. Правое крыло на первом этаже исторического здания на Ленина, 5, было отдано театру в аренду на 49 лет, со скидкой арендной платы в 90 %. Первый спектакль на новой сцене был сыгран 4 января 2013 года.

Но сколько пришлось сделать для этого! В частности — влезть в кредит. А уж сколько сил было отдано на ремонт и оборудование зала и подсобных помещений! Были и планы во внутреннем дворике сделать летнюю площадку театра.

Странная реставрация

На беду театра, в соседнем здании проводили реставрацию. Очень странную реставрацию. К примеру, в здании, в котором находится театр (Ленина, 5) обременение — нельзя использовать тяжелую технику. Но фирма, которая реставрирует Ленина, 7, спокойно загоняет технику к зданию театра – и ничегошеньки ей за это не предъявляют, и свирепая прокуратура в упор не видит нарушений.

К историческому зданию приляпывают современную железобетонную пристройку — прокуроры продолжают сладко спать. И еще – от большого ума (и малого знания), а также от жадности (дополнительная площадь образуется) «реставраторы» стали зарываться в землю и откачивать воду. Блин, забыли, как ранее «полузнайки» откачали воду из-под здания Дворянского собрания (Филармония)? Тогда пришлось подводить сваи.

Был бы рядом знающий человек, он бы сказал — нельзя нарушать гидрогеологический баланс. Стоит здание на деревянных сваях или на бутовом фундаменте в деревянных же ряжах — и еще будет сто лет стоять, потому что без доступа кислорода. Начали баловать с откачкой воды — вот вам и подвижки грунта, и проседание фундамента — реставрационные шалости неизбежно отразились на здании театра.

«Дом на Ленина, 5, где на первом этаже находится Камерный театр, треснул в ходе земляных работ, когда реставраторы откопали бутовый фундамент, состоявший из валунов, — говорит руководитель Центра Владислав Малов. — Строители оголили фундамент, и, слава Богу, что дело закончилось только трещинами, а не обрушением здания» («Премьер» №43 (991) от 1 ноября 2016 г.).

К тому же, фундамент здания на Ленина, 7, изначально был рассчитан на меньшую нагрузку. На старых фото хорошо видно, какой небольшой дом стоял на месте нынешнего Ленина, 7 — одноэтажный, с мезонином.
Вот все вместе и сложилось — и жадность прошлых веков, когда на прежнем фундаменте воздвигли трехэтажный дом, и жадность дня нынешнего. И в результате здание на Ленина, 7, начинает складываться, как карточный домик, — фасадная и дворовая стены загуляли.

Спасайся, кто может!

И чиновники из соседних с театром контор переселились, и, конечно же, не на улицу. И тут же стали старательно выпихивать театр под предлогом его спасения. По логике вещей нужно выкинуть аховых реставраторов из соседнего здания. Но какая логика? Шизофрения! И снова приходится вспомнить обычный диагноз нашей власти. Под видом выселения театра из аварийного здания театру предложили на выбор аж 6 зданий в Вологде, и все… аварийные! Даже наиболее приличное здание детской библиотеки на Советском проспекте освободилось потому, что библиотеку из него выселили из за аварийности.

Между тем, для театра не было никакой необходимости срочно эвакуироваться. Тут такая фишка – причинно-следственная связь между шибко усердными работами на Ленина, 7, и трещинами на Ленина, 5, видна невооруженным взглядом, и, поскольку г-н Смирнов не является ни сыном, ни даже племянником губернатора, то примерить ему уголовную статью очень даже несложно.

Так что и фундамент срочно укрепили, и трещины заделали, и маячки поставили, которые показали, что здание на Ленина, 5, стоит и стоять будет. Трещины на верхних этажах заделать вполне возможно, и виновник готов это сделать. А театр готов и дальше работать, а если кому надо ремонтировать верхние этажи, то для этого вовсе не обязательно выкидывать театр на улицу или в аварийный сарай.

Министерство по борьбе с культурой

Попытка обратиться за помощью в Министерство культуры РФ окончилась ничем. Там тоже включили режим дурака. Дескать, вы театр частный, свободный, вот и продолжайте свободно тонуть, а мы только государственным театрам помогаем

Губернатор? Справедливости ради — здание театру дал предыдущий губернатор, Вячеслав Позгалев. До слуха нынешнего губернатора проблемы театра и его людей, по всей видимости, также из-за «негосударственности» не допускают… И официально нынешний губернатор ничего не знает о бедственном положении уникального театра.

«Эх-спертиза»

Экспертизу здания заказали фирме… Ну, как экспертиза… На странице проекта Госзатраты написано витиевато-непонятно: «Услуги, связанные с деятельностью по использованию исторических мест, зданий и аналогичных туристических достопримечательностей».

В Протоколе Проведения прямой закупки у единственного подрядчика (поставщика, исполнителя) написано: «Выполнение работ по обследованию фундаментов и конструкций здания объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 19 век» по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Ленина, дом 5».

Вот только мне лично непонятно – с какого перепугу у единственного подрядчика? Разве нет ограничения в законе, что такие закупки проводятся при стоимости заказа до 100 тысяч? А тут — за 350 тысяч фирма, связанная с сыном бывшего заместителя губернатора, без какого-либо конкурса должна вынести заключение… Какое надо заключение! По моему личному мнению — голимая заказуха, с целью вытолкать театр на улицу.

И тут чиновники включили режим дурака на полную мощность и включили здание в программу приватизации. Продать! Все продать!

Все продам – один останусь!

Дескать, втюхаем здание какому-нибудь богатенькому Буратине, и он, дескать, и бюджет области пополнит на 35 миллионов рублей, и здание реставрирует, и театру сделает жизнь легкую и приятную…

Но что-то не верится, что заплативший 500 тысяч долларов предприниматель оставит театр на льготной аренде, а не выкинет под любым предлогом. Или найдет способ безбожно задрать аренду, что опять же будет смертельно для театра, который еще не рассчитался по кредиту на ремонт помещения.

А если так уж необходимо пополнить областной бюджет, продайте здание представительства Вологодской области в Москве, на Староконюшенном переулке. Оно 30 миллионов долларов стоит, как уверяет нас экс-губернатор области, а ныне пенсионер В. Позгалев: «Мы купили его за 3 млн. долларов. Нас ругали. Сейчас оно стоит 30 млн.» (Интервью газете «Премьер»).

Кто не знает – раньше посольство славной и сильномогучей державы (Вологодской области) располагалось в обычной квартире на Юго-Западе Москвы, и как-то хватало. Так что самое время особняк на Староконюшенном продать миллиарда за два рублей, а театр оставить в покое. Не хватит денег — можно продать Дом губернатора в Вологде. Оно, конечно, губернатор Позгалев его реставрировал для себя, но сейчас пенсионеру Позгалеву он без надобности, вот и продать. Всяко раз в 10 больше можно взять, чем за дом на Ленина, 5.

Не хватит? Обращайтесь ко мне, я вам еще покажу множество зданий в Вологде, где свили гнезда бесчисленные чиновники. Можно и к Белому дому приглядеться…

Кто не помнит — в советские времена в Облисполкоме работало едва 80 человек. Даже если приплюсовать к этому аппараты обкомов КПСС и ВЛКСМ, цифры получатся смешные. А ведь в то время и сельское хозяйство-таки было, и ГПЗ, и Оптику в Вологде построили. Это уж не говоря о гигантах индустрии Череповца…

***
Еще раз — официального заключения об аварийности здания нет, но есть желание чиновников вытолкать уникальный театр на улицу. Будет заключение – ему верить не стоит, поскольку заказуха видна невооруженным взглядом. А независимая экспертиза показала, что помещение, занимаемое театром, аварийным не является.

Театр и его люди ничего не просят, кроме одного — оставить их в покое! Есть договор аренды на 49 лет, вот и не подходите к ним близко в ближайшие десятилетия.

Павел ШАБАНОВ, Вологда.

Дата: 16.12.2016

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна