Приближаются выборы в Великом Устюге — в сентябре предстоит выбрать новый состав горсовета.И из Устюга приходят неутешительные вести. Вновь к власти рвутся люди, которых туда пускать никак нельзя — разворуют, на хрен, последнее. И велика вероятность, что вновь они оболванят устюжан, и будут дальше володеть и властвовать, пилить бюджет и выдавливать деньги из устюжан – до Бога высоко, до Вологды и Москвы далеко.
Воспоминания о Кущевке
Признаться, я в растерянности… Как же так получается? По всей Сибири от Урала до Тихого океана устюжане оставили свой след, вся карта Сибири усыпана названиями, связанными с Великим Устюгом, устюжане покорили неимоверные пространства и многочисленные народы, вплоть до Аляски и Калифорнии, а в самом Устюге…
Плохо в самом Устюге. С работой хреново, зарплаты маленькие, цены – стремятся к московским… А люди безропотно терпят, и голосуют за тех, кто их не раз уже обманул. Действительно, может, оттого, что веками уходили самые активные и бесстрашные, самые отчаянные и рисковые устюжане, а оставались тихие, безропотные и трудолюбивые? И потому сегодня кучка жадных и наглых творят в городе и районе все, что хотят, и нет им укорота?
Вот только одно мне непонятно. Ладно, за века ушли из Устюга отчаянные и смелые, остались, прости господи, толерантные. Но с мозгами, надеюсь? И когда в очередной раз пойдут на выборы, уж в кабинке голосования не надо проявлять чудеса героизма, а достаточно лишь подумать. О себе, о своем будущем, о будущем своих детей и внуков.
Вот об этих людях я и предлагаю вам подумать, пока есть время…
* * *
Я вам так скажу — газеты надо читать, и вовремя делать правильные выводы из прочитанного. Все помнят громкую историю станицы Кущевской. До того, как ее заметили в 2010 году после громкого убийства, и в станицу приехали следаки из Ростова, Краснодара и Москвы, о банде Цапков писал журналист «Комсомольской правды» Николай Варсегов.
Он еще в 2006 году писал, как в Кущевской безнаказанно убивают и насилуют: «Бандиты-насильники держат в страхе целую станицу». И тогда он писал, как обращались к властям:
«после очередного зверского изнасилования, едва не перешедшего в самоубийство, и череды грабежей с избиениями студенты не выдержали и написали коллективную жалобу на имя губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, прокурора края Сергея Еремина и начальника ГУВД Сергея Кучерука: «…В Кущевском районе существует организованная преступная группировка, руководитель которой был убит в 2002 году. Но после его смерти группировка не распалась, а, наоборот, приняла более масштабные размеры. Членами данной преступной группировки являются жители Кущевского района, которые под руководством старших бандитов отнимают у нас деньги, сотовые телефоны, избивают нас на глазах прохожих в общественных местах… врываются в квартиры, где мы живем, зверски избивают, а после забирают деньги и ценные вещи. …Тех, кто подавал заявление в милицию, избивали до полусмерти, а никаких мер к преступникам принято не было. Потому мы боимся обращаться в правоохранительные органы…»
И ни хрена никто не чухнулся. И в 2010 году совершенно случайно все вышло на всероссийский уровень – в момент убийства там случилась съемочная группа центрального телеканала, а самоглавному Бастрыкину именно в это время понадобилось залить сала под кожу генпрокурору Чайке.
Параллель
И – обратите внимание! В статье в «Комсомолке» журналист не называет фамилии, потому что в нашей стране убивать и насиловать безнаказанно можно, а назвать насильника и убийцу по имени – загремишь под суд. Но этот же Николай Варсегов еще в 2003 году писал о странных отношениях ментов и бандитов, в Великом Устюге «На родине деда Мороза власть отморозков». И — приводил письмо губернатору Вологодской области Позгалеву В. Е. от предпринимателей города Великий Устюг:
«Уважаемый Вячеслав Евгеньевич! …в нашем городе, являющемся культурно-историческим памятником, объектом посещения туристов в рамках программы «Великий Устюг — родина Деда Мороза», в принадлежащих нам ресторанах, барах и кафе одной из преступных группировок устраиваются дебоши, драки, пьяные скандалы. Распоясавшиеся молодчики запугивают посетителей и гостей города. Мы ранее обращались в милицию. Однако ОВД города Великий Устюг возглавляет Изосин И. П., который не только не скрывает, но и всячески подчеркивает свои дружеские отношения с организатором этой группировки. В связи с этим никакой действенной помощи нам оказано не было, и мы вынуждены пойти на крайние меры по защите своей собственности — закрыть наши заведения…Суслонова Т. В., Пестовский Ю. Н., Полицин А. Л.23 июня 2003 г.
Прокурору Вологодской области КОРНИЛАЕВУ А. В. от Гладышева С. Г. (предприниматель):«13 июня 2003 года я отдыхал в КДЦ «Радуга» г. Великий Устюг. Когда собрался ехать домой, у входа в ресторан ко мне подошли четверо и начали избивать. Кто-то ударил меня твердым предметом по голове, я потерял сознание. За меня вступился владелец ресторана Ю. Пестовский, который также ими был избит… Я хорошо помню внешность нападавших, которых ранее встречал также в ресторане «Радуга» в компании гражданина Суэтина А., который известен в нашем городе как руководитель и организатор группировки, учиняющей беспорядки… Я сомневаюсь в объективности расследования данного дела, поскольку Суэтин А. находится в дружеских отношениях с начальником ОВД Изосиным И. 23 июня 2003 г.»
Ладно – предприниматели. Но – вот рапорт бывшего начальника следственного отдела ОВД Великого Устюга подполковника Виктора Александрова начальнику ГУСБ (Главное Управление собственной безопасности) МВД России генерал-майору К.О. РОМОДАНОВСКОМУ.
И в рапорте черным по белому написано:
«Начальник ОВД дружит с авторитетом Суэтиным А. Ю. по кличке Сытый, покрывает его. С Сытым Изосин регулярно моется в бане на территории питомника ОВО. Иногда к этой компании примыкает и начальник отделения УФСБ Белов»
Подполковник Александров в рапорте подробно пишет, как с милиционеров собирают дань, заставляя писать заявления на материальную помощь, как на собранные деньги ублажают проверяющих, делают подарки областным начальникам и московским генералам.
«В период инспекторской проверки ОВД 2001 года по указанию Изосина все начальники служб и многие сотрудники написали рапорта о выделении материальной помощи, а полученные деньги шли на покупку подарков, спиртного и т. д. для членов комиссии».
«И в 2002 году начальники всех подразделений перед контрольной проверкой по его указанию писали рапорты на материальную помощь. Деньги опять шли на угощение многочисленным проверяющим из УВД, на подарки руководителям (зам. начальника УВД по кадрам Петров А. А., зам. начальника СУ при УВД Панфилов С. В.).»
Когда Алешиной Т. Н., главному инспектору главного штаба МВД, присвоили генеральское звание, Изосин направил ей в подарок купленный за счет материальной помощи сотрудникам ОВД набор серебряных столовых изделий стоимостью четырнадцать тысяч рублей. Передавал подарок одной из сотрудниц штаба я сам. Бывший начальник УВД Вологодской области Головкин Н. В. получил от Изосина И. П. в подарок картину местного художника, купленную тем же образом за шесть тысяч рублей».
И что?
На два рапорта — никакой реакции. Тишина…
Видать, служба, которая должна беспощадно бороться с коррупцией в рядах милиции, не зря называется — СОБСТВЕННОЙ.
Приватизировали?
Кстати, сам Игорь Изосин не отрицал своих тесных отношений с криминальным авторитетом. Вот он пишет в объяснении Управлению собственной безопасности МВД России: «Суетин Алексей Юрьевич, мой старый знакомый с декабря 1993 года, у нас с ним нормальные товарищеские отношения, избитый термин «преступный авторитет» ничем не обоснован. Человек имеет высшее образование, не судим…»
(Не знаю, что там с судимостью, а вот насчет высшего образования это, мягко говоря, неправда — 4 января 1985 года, проучившись в Вологодском «политехе» немногим более года, Алексей Суетин был отчислен за академическую неуспеваемость).
И как же ответила на обращения к губернатору Позгалеву и прокурору области областная власть?
«….приехал сам начальник УВД по Вологодской области генерал-майор Павел Горчаков с бригадой.
Быстро разобравшись во всем, генерал заявил для прессы: «…милицейские показатели по Великому Устюгу положительные, и имеется тенденция к уменьшению числа зарегистрированных преступлений… Коллектив Великоустюжского ОВД находится на хорошем счету и занимает хорошие позиции в плане оперативно-служебной работы…» То бишь жалобы оказались надуманными. «Коллектив ОВД на хорошем счету…» — несмотря даже на то, что в коллективе том под руководством Изосина милиционеры стреляются сами — 2001 г. и убивают из пистолета друг друга — 2002 г.».
Ох, что-то мне это напоминает…
8 ноября 2010 года. Подавший в отставку бывший начальник Кущёвского РОВД Виктор Бурносов созвал журналистов на пресс-конференцию, где заявил, что тяжких и особо тяжких преступлений за год стало на 30 % меньше, убийств — на 20 %, преступлений с использованием огнестрельного оружия и изнасилований вообще в районе нет. А арестованный Сергей Цапок пользовался у него авторитетом. И не было в станице никакой ОПГ. «Цапок — это бывший депутат Кущёвского района. Полномочия у него истекли в марте этого года. О том, что они держат в страхе район, у нас информации не было», — рассказал бывший начальник Кущёвского РОВД Виктор Бурносов.
Упущенный шанс
Если бы в Кущевскую приехали следователи в 2006 году, когда жалобами завалили губернатора Ткачева, прокурора и начальника ГУВД, когда «Комсомольская правда» в двух номерах написала о банде Цапков, то не случилось бы трагедии 2010 года, когда вконец охреневшие от безнаказанности Цапки убили сразу
12 человек, в том числе – четырех детей.
Если бы в 2003 году Позгалев лично приехал в Устюг и разобрался с оборзевшими ментами и бандюками, если бы после этого скандала начальник РОВД Изосин в 2005 году уехал не в Московскую область, начальником УВД Пушкинского района, а в солнечный Магадан, то и занявший его место подполковник милиции Игорь Хабаров не так борзел бы. И не водил бы дружбу с другим «авторитетным предпринимателем» — Селяковым.
В «семью» Великого Устюга вместе с Игорем Хабаровым входит «авторитетный предприниматель» Сергей Селяков, который в ту пору, когда Игорь Хабаров учился на механизатора и примерял сержантские погоны, проходил тюремные университеты сначала в Питере, а затем в Карелии, и много в том преуспел.
Возможно, сам Селяков расскажет другую версию своей биографии, с обучением в Итоне, Кембридже и Оксфорде, но лично мне более реалистичной кажется другая: тогда еще юный Селяков входил в несколько ОПГ, объявлялся в Федеральный розыск, привлекался к уголовной ответственности. В 1997 году был арестован с двумя подельниками за совершение разбойного нападения, хранение огнестрельного оружия, мошенничество и кражи, и продолжал «обучение» в СИЗО Великого Устюга и Вологды. В 1999 году был осужден лишь за хранение оружия на 2 года, которые к тому времени уже отсидел, и стал врастать в относительно честный и легальный бизнес Великого Устюга.
Ну, там риэлтерская деятельность, (белая, черная и в полоску), открыл в кинотеатре «Русь» ночной клуб «АссА», выкупил часть СпецАвтоХозяйства, преобразовав его в ООО «АВС» (во всем мире мафия стремиться контролировать вывоз мусора, эта «семья» — не исключение).
Ну, а когда полковник полиции Игорь Хабаров стал главой района, авторитетный предприниматель тюремной выучки Селяков — депутатом, а его управляющий ночного клуба «АссА» Реутов — главой администрации района, то началась у них жизнь и вовсе сказочная.
Впрочем, это другая история, которую мы расскажем вам в следующем номере газеты.
(Продолжение следует).
Павел ШАБАНОВ, Вологда
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна