Яндекс.Метрика ЗЕМЛЯ НЕПРИКАЯННАЯ | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

ЗЕМЛЯ НЕПРИКАЯННАЯ

Автор:ЧИ

ЗЕМЛЯ НЕПРИКАЯННАЯ

06.08.2016
+Вокруг закона
ЗЕМЛЯ НЕПРИКАЯННАЯ
История злоключений, которую нам поведала череповчанка Наталия Салтыкова, на первый взгляд, банальна и не требует долгих разбирательств в судах. Она – собственник земельного участка в деревне Крапивино, который в ее отсутствие беззастенчиво использовало в своих нуждах ОАО ЛПК «Кипелово». На нем появились бревна, щебень, канава неизвестного назначения, а почва местами оказалась пропитанной нефтепродуктами. Казалось бы, ущерб участку очевиден, и виновник должен возместить его хозяину. Но не тут-то было…

Жизненные обстоятельства…
Земля, о которой идет речь, перешла Наталье Салтыковой по наследству от матери еще в 90-е годы. Но сама Наталия с 1997-го по 2013 год участок не посещала, отчего, вероятно, лесозаготовители и чувствовали себя на ней, как хозяева. Но виной такому длительному отсутствию настоящей хозяйки участка были, как впоследствии отметил суд, «тяжелые жизненные обстоятельства».
В 1997 году у Натальи Анатольевны тяжело заболел ребенок. Борьба за жизнь, выздоровление, неминуемая инвалидность… Несколько казавшихся бесконечными лет, проведенных в клиниках, рядом с тяжело больным ребенком …
И правду говорят – беда не ходит одна. Постоянные стрессы, нервное напряжение, ставшее обычным состоянием Натальи Анатольевны, принесло свои плоды. В середине 2000-х у нее обнаруживают редкое онкологическое заболевание – рак глаза. Угроза, как минимум, потери зрения, как максимум – жизни. Четыре сложнейшие, практически экспериментальные операции в федоровском Центре микрохирургии глаза — как шанс на спасение, затем курс химиотерапии.
Излишне говорить о том, что сегодня хорошая медицина – дорогое удовольствие, способное истощить и самый толстый семейный кошелек. Что говорить о человеке, который более десяти лет боролся сначала за жизнь своего ребенка, а затем и за собственную. И Наталия Анатольевна приняла решение о продаже оставшегося от матери земельного участка в деревне Крапивино, Иваноборского сельсовета в Кирилловском районе.

Участок раздора
Когда после долгого отсутствия Наталия Салтыкова вместе с риэлтором приехала на участок в Крапивино, она просто обомлела. На ее территории выстроились сторожевая будка, дровеник, туалет, шлагбаум. Рядом — непонятная бочка на колесах, видимо, привезенная сюда с дизтопливом для техники. И все это прямо на старой дороге, по которой ранее можно было проехать на участок… Через территорию  протянулась канава непонятного назначения, а от сторожки со шлагбаумом — утрамбованная скорее всего лесовозами новая дорога. Да и сам участок оказался практически в центре лесобазы.
Наталия Анатольевна возмутилась происходящим. Естественно, последовало ее обращение с жалобой в сельсовет и к участковому. Ведь право на владение этой землей Наталье Салтыковой в 1997 году своим постановлением гарантировал глава Иваноборского сельсовета. Участковый, надо отдать ему должное, откликнулся на жалобу, пришел на участок к Наталье Анатольевне, в присутствии понятых зафиксировал нарушение права ее собственности и потребовал (хотя и безуспешно) от лесозаготовителей привести все в порядок.
Однако летом 2013 года Наталье Салтыковой так и не суждено было решить вопрос владения участком. «Лесники» упорно играли в «административный футбол» отсылая больную женщину, только что перенесшую серьезные операции и сильнейший психологический стресс, по различным инстанциям.
Наконец в сентябре адвокат посоветовала Наталии Анатольевне произвести экспертизу и предложила для этого знакомого эксперта-оценщика. Стоит отметить, что участок Салтыковой так и оставался как бы внутри базы ЛПК, и попадать на него вместе с экспертом пришлось через забор соседки Надежды Федоровны. Со слов хозяйки участка, вся экспертиза заняла минут пятнадцать – мужчина хаотично осмотрелся, сделал несколько снимков, после чего спешно уехал.
Примерно через месяц, 28 октября 2013 г., по инициативе Салтыковой осмотр участка провели сотрудники Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при Управлении Россельхознадзора области. Инспектор Сковородникова в присутствии представителя ЛПК, Салтыковой и двух работников ЛПК в качестве понятых произвела еще один осмотр того же самого участка с целью установить, насколько пострадал плодородный слой земли. И если предыдущий эксперт в своем заключении отметил нахождение на участке насыпей щебня, бревна, камни и неровности (в том числе и канаву). То специалисты из фитосанитарного надзора… не увидели никакого щебня и неровностей. В протокол была занесена «травянистая растительность» примерно пяти-семи разновидностей, да канава, судя по растительности в ней, существующая долгое время. А сам участок признали пригодным для ведения сельского хозяйства.  

Отмежевали и не признали
Со слов Наталии Анатольевны, суд, состоявшийся  весной 2014 года, изначально был настроен против признания ее иска. Судья очень внимательно и авторитетно восприняла протокол инспектора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сковородниковой, с которым Салтыковой толком даже не дали ознакомиться. Позднее к протоколу прибавились и фото, которые, со слов Наталии Анатольевны, были не объективны и не отражали истинного состояния дел на участке.
Не помогли решению проблемы и заключения частного эксперта, который производил экспертизу с подачи адвоката. Более того, суд подверг их критике, а сам эксперт признал в ходе опроса, что совершил техническую ошибку при экспертизе, и, в конце концов, сознался, что в основном является специалистом в… автооценке.
Не озаботилась защитой клиентки и адвокат, сообщив ей, что выводы специалистов фитосанитарного надзора полностью перечеркивают надежды на выигрыш.
Единственным плюсом для Наталии Анатольевны в данной ситуации стало то, что в ходе суда было проведено межевание участка и четко определены его границы. Что заставило представителей ЛПК «Кипелово», наконец, оставить притязания на землю Салтыковой.
Как рассказала Наталия Анатольевна, с неохотой и обещаниями ей «массы геморроев», ЛПК «Кипелово» убрало свое имущество с ее земель, перетащив волоком останки ржавой техники на свою территорию, при этом вконец испортив старую дорогу.
Наталия Анатольевна, наконец, смогла оформить все документы на участок и получить свидетельство на право собственности с кадастровым номером участка и границами его межевания.

Суд да дело
Наталия Салтыкова, однако, не сдалась и не успокоилась, так как даже без глубокого исследования и вопреки результатам осмотра специалистами фитосанитарного надзора, участок производил впечатление неприспособленного для ведения хозяйства. Почва, местами щедро сдобренная соляркой, шлаком и щебнем, явно не была пригодна для посадки сельхозрастений. Да что там посадки – даже при возведении забора вокруг участка пришлось воспользоваться услугами бурильной установки, так как с помощью лопаты и лома продолбить отверстия для столбов оказалось невозможно.
И Наталия Анатольевна подала очередной иск в суд на ЛПК «Кипелово» с требованием возмещения ущерба, нанесенного почве в результате неправомерно проводимых работ на ее участке. Наученная прошлым опытом, она привлекла для новой экспертизы специалистов Испытательной лаборатории ООО ЦСЭМ «Московский».  В результате испытаний выяснилось, что содержание нефтепродуктов в образцах почвы, взятых в разных местах участка, превышают допустимые нормы. А в некоторых из них достигают 3-го уровня загрязнения. И при известном периоде распада нефтепродуктов в 100 лет, единственным способом возвращения плодородных свойств почвам участка Салтыковой является их замена на глубину 40-50 сантиметров. Осталось экспертам дать квалифицированную оценку ущербу и определить стоимость восстановительных работ.
Вот только пока длится суд, дело оборачивается для Наталии Анатольевны очередной проблемой: ЛПК «Кипелово» неожиданно оказалось лишь арендатором, а настоящим хозяином лесосеки — Кирилловский леспромхоз. Но когда адвокат Салтыковой переадресовал иск леспромхозу, тот неожиданно закрылся и вместе с ЛПК «Кипелово» стал частью совсем другой организации.
И это не удивляет. Со слов местных жителей, работающих в ЛПК, каждые три года на базе предыдущего возникает новое предприятие, и всех их увольняют со старого и переустраивают на новое. Только вывеска на въезде остается прежней — «ОАО ЛПК «Кипелово».
Причина таких действий лесозаготовителей наверняка должна бы заинтересовать налоговиков…
Вот только к кому теперь будет предъявлять свои исковые требования Наталия Салтыкова? К ЛПК? К Кирилловскому леспромхозу? Или к какой-то из тех шарашкиных контор, которые меняются каждые три года под вывеской ЛПК «Кипелово» и творят в Крапивино беспредел?
P.S. И еще один большой вопрос, который вместе с Наталией Анатольевной хотели бы задать администрации Кирилловского района  и неуемным лесозаготовителям жители деревни Крапивино: кто позволил вести круглосуточные работы с применением техники и механизмов практически вплотную с домами, не смотря на живущих там стариков и детей?  Может, деревня и вовсе теперь стала вотчиной ЛПК? Ведь на въезде туда даже нет обозначения населенного пункта «Крапивино», зато есть выцветшая от времени вывеска «ОАО ЛПК «Кипелово»?
Семен МАНУЛОВ.

Дата: 18.08.2017

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна