Яндекс.Метрика Живе, Казахстан! | Череповецкая истина
ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ
|  | 

Живе, Казахстан!

Автор:ЧИ

Живе, Казахстан!

Похоже, всё. Казахская революция, не успев как следует развернуться, подавлена. Естественно, кризис в Казахстане – абсолютно внутренний, и вечные разговоры о «влиянии запада» совершенно пусты. Люди в стране восстали против засидевшегося клана Назарбаевых, который по-прежнему удерживает власть, несмотря на «переходный» период и другого президента. В Казахстане, как и в других автократиях с несменяемыми лидерами, выборы подтасовывают, оппозицию сажают или заставляют уехать из страны, политический лифт доступен лишь тем, кто лоялен власти и только через встраивание в госсистему.

 

Елбасня

Последней каплей в этом котле недовольства, как известно, стало повышение цен на газ, причем довольно небольшое — фактически с 10 до 20 рублей на русские деньги. (В России, например, это топливо стоит в среднем 30 рублей). Но даже этого хватило, чтобы протест начался, развился и перерос в открытое противостояние. При этом самая большая часть протестующих – это именно недовольные жизнью граждане страны, которые устали от отсутствия перемен. А мародерство и банды — это сопутствующий ущерб, который к реальному протесту и недовольству не имеет отношения.

Примечательно, что пример Казахстана, очевидно, закрывает для России возможность «плавного перехода власти». Там первый президент Назарбаев решил передать бразды правления не сразу, а постепенно и только проверенным людям, максимально обезопасив себя и семью.

Так, новый избранный президент Токаев был максимально предан Назарбаеву, но одновременно не имел всей полноты власти и влияния. Очень серьезные рычаги Назарбаев оставил себе и членам своей семьи, встроенной во власть. А сам носил титул Елбасы — отца нации и занимал должность председателя совета безопасности страны. Очевидно, что, насмотревшись казахских событий, Путин окончательно исключил для себя елбаснинский вариант.

 

…и «омикрон»?

В России госСМИ об этом стараются молчать, но одна из главных причин нынешних протестов была связана ещё и с ограничениями, которые в Казахстане планировали ввести с 5 января. Из-за быстрого распространения штамма «омикрон», невакцинированных граждан обещали перестать пускать в места массового скопления людей: банки, почтовые отделения, бани, фитнес-залы, центры обслуживания населения, не говоря о торгово-развлекательных центрах. Это после локдаунов и вакцинации в худших европейских и австралийских традициях. Новость о новом локдауне стала второй причиной бунта. Для понимания: Казахстан стал самой жесткой страной по вакцинации, куарам и ограничениями в СНГ, постоянно испытывая народ на прочность. Там колют уже и беременных, и кормящих матерей, и детей. В общем, власти Казахстана сделали все, что могли, чтобы как можно больше людей их возненавидели и приняли участие в протестах. При этом, как и в России, тотальное недоверие к режиму маскировали заведомой ложью от придворных социологов, которые, как и у нас, пели мантры про том что «в Багдаде все спокойно».

 

Без шанса?

Никто сегодня не берется предсказать последствия подавления стихийного бунта в, казалось бы, самой мирной и благополучной стране Центральной Азии. Не исключено, что через пять минут после того, как эта публикация увидит свет, она полностью утратит актуальность. И тем не менее, с учетом опыта других , в особенности Грузии, позволю себе заметить, что события, подобные казахским, развивались в полной мере еще в 90-е годы прошлого века.

Опыт сам по себе – вещь бесценная. А вот его отсутствие может порой изменить ход истории, ведь огромные толпы людей, которые выходят на улицы, строят баррикады и убивают друг друга в надежде захватить власть, как правило, понятия не имеют, что их ждет и чем все это кончится.

Казахам повезло – они не увидели гражданской войны в 90-х годах. Другое дело, показать нашим казахским братьям с высоты пройденного пути, что с ними произошло бы после того, как улеглись бы страсти и затих шторм социальных протестов. Дело в том, что любая стихийная революция, не имеющая политических лидеров, четко структурированного руководства и хорошо организованной партии, способной с первых же минут массовых протестов взять процесс под контроль, практически не имеет шанса на успех. (А у казахов, несмотря на упорные заявления провластных российских СМИ, не было революционеров-организаторов).

 

Либо Беларусь, либо Украина…

Во-вторых, казахи должны были понимать: даже если смена власти принесла бы их стране прогресс и процветание, это не случилось бы быстро: потребуется долгий и тяжелый путь. А в Казахстане, как известно, нет классических партий, нет лидеров, нет авторитетных политических структур, способных повести за собой страну в переходный период. Кто взял бы на себя задачу утихомирить улицу, которая реально никем не управляется? Кто восстановил бы жизнедеятельность страны, вернул бы на улицы правоохранительные органы, кто не позволил бы отдать страну под власть криминальных структур, которые – уж поверьте – сразу же выйдут на охоту?

Именно поэтому казахи должны были понимать: если случилось бы так, что нынешняя власть рухнула, а подобрать ее было бы некому, им пришлось бы покинуть уютный кокон стабильности, достигнутый благодаря несметным природным богатствам Казахстана и умеренному правлению Нурсултана Назарбаева. Идеальный вариант – это, конечно, постепенный трансфер власти, назначение выборов, как минимум, через полгода, чтобы в стране возникли хоть какие-нибудь альтернативные партии, способные вернуть жизнедеятельность страны в нормальное русло.

И казахи понимали, что либо они – Украина, и они будут ходить, задрав свои мятежные головы, либо они Беларусь, и их будут отлавливать по подворотням и стрелять, топить и вешать в парках и сажать на десятки лет. Другого пути не было. И тут «по просьбам трудящихся» вмешался ОДКБ…

 

Это другое…

Мы помним, как во время армяно-азербайджанской войны Ереван обратился за помощью в ОДКБ, но в ответ ничего не получил. Устав Организации предусматривает помощь стране пострадавшей от внешней агрессии. Ситуация, когда народ протестует против коррумпированного режима – это не внешняя агрессия. ОДКБ оказалась единственной военной структурой, которая воюет сама с собой, она превратилась в Евразийского жандарма. Последствия ввода войск уже сейчас отчасти можно предсказать. Серьезно усложнится положение русских не только в РК, но и во всей Центральной Азии. В тоже время исламская часть населения России будет чувствовать себя еще более отчужденной от православно-славянского центра, единству России предстоит перенести еще одно испытание. Добавлю, что Кремль раздает паспорта и вроде как лоббирует интересы ДНРских и ЛНРских русских в отношениях с Украиной. Но никаких условий ввода российских воинских подразделений в Нур-Султан Кремль не предъявил, хотя хорошо известно — этнические русские, проживающие на севере РК, стали там гражданами второго сорта.

Можно утверждать, что режим преподал серьезный и горький урок своему народу. Власть показала, что никаких аргументов в ее пользу нет, осталось только уповать на силу. Решение Токаева – серьезный вызов казахстанскому народу, который, таким образом, подталкивается к крайним и «непарламентским» действиям. В этой связи напомню, что басмаческое движение в Центральной Азии продолжалось 20 лет и было самым устойчивым и продолжительным противостоянием т.н. народной Советской власти.

Добавлю, что Янукович никогда не общался с секретарем ЦК КПСС О. Куусиненом, которого в Суоми считают главным предателем финского народа. Но Янукович, видимо, скоро сможет рассказать Токаеву, как он пытался спасти свое кресло и как его судила Украина за незаконную и аморальную попытку призвать на помощь иностранные войска.

Айран Кумысов

Дата: 17.01.2022

©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна