Первая жертва
Одной из первых «жертв» закона стал сайт opensharing.org, выполняющий функции обмена файлами между пользователями интернета. 21 августа 2013 года Роскомнадзор неожиданно внес данный ресурс в «пиратский» реестр и заблокировал доступ к сайту, несмотря на то, что практика правоприменения 187 закона предполагает предварительное уведомление провайдера с требованием об удалении нелегального контента. В тот же день администрация сайта перепроверила наличие перечисленного в реестре пиратского контента и удалила его с ресурса, отправив уведомление об этом в Роскомнадзор. И только неделю спустя ресурс был разблокирован, опять же, без какого бы то ни было оповещения со стороны Роскомнадзора.
Таким образом, практика применения закона сводится к тому, что любой сайт можно закрыть просто по чьему-то он-лайн заявлению, даже без судебного решения. При этом никакой ответственности за ущерб, причинённый интернет-компании, например, неправомерным блокированием доступа, закон не предусматривает.
Кстати, ограничение доступа к ресурсу – мера очевидно неэффективная. «Продвинутые» интернет-пользователи знают о множестве возможностей обойти эти ограничения (и охотно делятся этими способами с менее продвинутыми пользователями). Но, как отмечает администрация opensharing.org, «кому-то проще заниматься борьбой с ветряными мельницами, вместо того, чтобы осознать наконец — это не работает, и нужно (…) разработать, наконец, концепцию, при которой авторы, именно авторы, а не толпа посредников, гребущих деньги лопатой из карманов далеко не жирующих россиян, (…) смогут получать прибыль за свою работу, а не жалкие отчисления, порой совершенно смехотворные, от инстанций, которые ничего не создают, а лишь используют уже созданное, имея так называемые исключительные права, и предоставить возможность потребителям контента выбирать, что, как и на какую сумму поощрять денежным эквивалентом этих самых авторов».
Краудфандинг и IТ-рынок
Между тем, механизм, позволяющий именно авторам, а не посредникам получать прибыли за творчество, уже существует. Он называется краудфандинг – добровольное общественное финансирование благотворительных и коммерческих проектов. По этой схеме, кстати, успешно работает РосПил Алексея Навального, а так же ряд российских журналистов, которым читатели могут перевести любую сумму на личный счет, если им понравился прочитанный материал.
Краудфандинг – это относительно новый феномен и он, безусловно, требует развития. Однако на данный момент он является едва ли не единственным эффективным способом, позволяющим получать деньги тем, кто их заработал, а не тем, кто спекулирует на перекупке прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, этот механизм вполне может сыграть роль естественного отбора в творческой среде.
Помимо корпораций, владеющих «исключительными правами» на дистрибуцию, «антипиратский» закон поддерживает отнюдь не талантливых людей, а спекулянтов от творчества, за произведения которых нормальные люди просто не желают платить в силу сомнительной интеллектуальной ценности этих произведений. Таким образом, некачественный, низкосортный контент, который представлен на российском медиарынке в основном в виде «убивающих мозг» сериалов и «бульварной» литературы – обречен на вымирание, потому что платить за легальные версии ЭТОГО не станет ни один адекватный человек. Но это, пожалуй, единственная положительная сторона принятого закона.
В то же время до принятия закона о пиратстве российский IТ-рынок развивался довольно активными темпами. В нашей стране появился ряд уникальных компаний, работающих в сфере информационных технологий, которые вполне могут конкурировать с зарубежными компаниями сходного профиля. Специалисты считают, что развитие в России успешных IТ-компаний стало возможным именно благодаря тому, что в интернете не было никакого госконтроля, риски для бизнеса были минимальными. Но когда государство, как слон в посудной лавке, стало втискивать интернет в Прокрустово ложе законодательного поля, риски существенно увеличились, поскольку в нашей стране даже адекватные законы не гарантируют их адекватного применения. В итоге принятие закона о пиратстве может привести к стагнации в развитии рынка информационных технологий, который является едва ли не единственным успешным не сырьевым сектором российской экономики. Закон о пиратстве, таким образом, борется не с пиратством, а со свободным обменом цифровой информацией и развитием интернета в целом.
Кинобизнес в эпоху интернета
Есть и другие сферы, на которые «антипиратский» закон может оказать негативное влияние. Эксперты отмечают, например, что «пиратские» копии фильмов и сериалов выполняют рекламную функцию без каких бы то ни было дополнительных затрат со стороны производителя. Именно интернет популяризирует творчество писателей, делает известными персонами актеров и музыкантов. По некоторым данным, 70 процентов активных пользователей интернета смотрит сериалы и фильмы именно в сети, а не по телевизору. Происходит это чаще всего из-за нехватки времени или материальных средств на приобретение довольно дорогой лицензионной продукции. Принятие закона, таким образом, не только увеличит затраты производителей видео и музыкального контента на промо-акции, но и понизит популярность тех известных персон, которые сегодня ратуют за соблюдение своих авторских прав, потому что количество людей, смотрящих, к примеру, такие сериалы как изъятая из пиратского контента «Игра престолов», резко и существенно снизится.
«На самом деле, в России не существует ни одной продюсерской компании, которая бы могла реально обосновать ущерб от распространения её продукции в торрентах, — считает известный блогер Антон Носик. — Все такие компании расположены в штате Калифорния и входят в Motion Pictures Association of America. И все люди, защищающие бизнес этих компаний в России, получают оттуда лоббистские бюджеты для Третьего мира. То есть являются теми самыми иностранными агентами, против которых недавно принят драконовский закон».
Так же Антон Носик приводит статистику с сайта iMDB, согласно которой самые кассовые фильмы всех времен были сняты именно в эпоху распространения интернета и пиратского контента. «То есть вообще никогда в истории мирового кинобизнеса объекты авторского права не приносили своим владельцам таких денег, сколько они на них зарабатывают сегодня», — отмечает блогер.
P.S. Конфликт между сторонниками и противниками закона о пиратстве между тем развивается, и едва ли скоро придет к логическому завершению. Против антипиратского закона уже выступили компании Google, Яндекс и Mail.ru Group, а так же ряд СМИ, файлообменных сервисов и трекеров. Помимо этого, на сайте «Российская общественная инициатива» было собрано более ста тысяч подписей под петицией за отмену антипиратского закона. В идеале это означает, что депутаты Госдумы должны пересмотреть закон, однако многие правозащитники выразили сомнения в том, что власти примут во внимание мнение граждан. Вероятнее всего текст петиции будет рассмотрен формально, а затем традиционно проигнорирован. Однако при формальном подходе к важным для общества вещам власти сильно рискуют осложнением взаимоотношений с гражданами, чье терпение и без того истощено перечнем неадекватных законов, столь часто принимаемых в последнее время.
Наталия ВЕЛЛЕР.
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна