Бесхозные бренды
В СССР выпускалось много наименований конфет, пряников и разных мармеладов. Разработкой рецептуры, ГОСТов и логотипов (сейчас это принято называть общим словом «бренд») занималось государство по той простой причине, что частной собственности в Стране Советов не существовало. Поэтому все известные и привычные с детства наименования, такие как шоколад «Аленка», сухари «Ванильные», «Лимонные», конфеты «Белочка», «Каракум» и «Птичье молоко», вафли «Артек», тоже принадлежали государству, являясь интеллектуальной собственностью. Однако в 1991 году СССР распался, и бренды остались «бесхозными». Правопреемником СССР стала Российская Федерация, поэтому в Гражданском кодексе РФ была прописана статья 13, в которой в том числе были закреплены права нового государства в сфере защиты товарных знаков и возможность их использования. То есть некогда государственные предприятия, производившие продукцию под известными брендами, и после того, как поменяли форму собственности на частную, сохранили за собой право выпускать продукцию под теми же советскими брендами.
Однако в 2007 году все изменилось. 24 июля 2007 года Владимир Путин подписал Федеральный закон, который признавал утратившим силу вторую часть статьи 13 ГК РФ, в которой как раз и шла речь о разрешении всем производителям и дальше пользоваться известными товарными знаками, оставляя приоритетное право только за теми, кто эти знаки официально запатентовал.
«Президенту этот документ явно принесли на подпись умышленно, — считает исполнительный директор НП Ассоциация «Вологдахлебпром», в прошлом депутат городской думы Сергей Николаев. — Как то не верится, что глава государства сознательно подписал документ, который привел сегодня к таким последствиям».
От общего – к частному
А произошло вот что: начиная с 1996 и по 1998 год, 470 известных кондитерских товарных знаков запатентовало некое московское ООО «Объединенные кондитеры» и предприятия, которые оно объединяет. В структуру ООО «Объединенные кондитеры» входят на сегодня 20 кондитерских предприятий, включая такие известные как «Бабаевский», «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». По каким схемам эти государственные предприятия перешли в частную собственность, можно только предполагать. Однако любопытно, что согласно выписке «Системы профессионального анализа рынков и компаний «Интерфакс», еще 31 декабря 2012 года среди совладельцев ООО «Объединенные кондитеры» значилась… мэрия города Москвы в лице Департамента имущества города с долей в 26.58 процентов. Однако уже в 2013 году столичная мэрия из совладельцев исчезла.
Правительственное лобби в ООО «Объединенные кондитеры» можно усмотреть и среди членов совета директоров, одним из которых является известный российский бизнесмен Юрий Гущин — бывший в свое время Председателем совета директоров «Гута-банка», в котором имели счета такие государственный монстры как ОАО «Ростелеком», ОАО «Московская городская телефонная сеть», авиакомпания «Аэрофлот», гостиничный комплекс «Космос» и «Интурист». Кстати все тот же «Гута-банк» входит и в структуру ООО «Объединенные кондитеры», которое сегодня и обратилось в российские Арбитражные суды с иском о возмещении ущерба за пользование бывшими государственными, а ныне частными товарными знаками на кондитерские изделия.
Узаконенное рейдерство
Как это работает, и чем грозит почти двум тысячам российских кондитерских фабрик, включая и ряд вологодских производителей, можно понять на примере иска, который «Объединенные кондитеры» выиграли у Владивостокского ОАО «Приморский кондитер». Это предприятие выпускало советские марки конфет «Веснушки», «Бухта Буревестника» и вафли «Смуглянка», права на которые принадлежат одному из предприятий, входящих в холдинг «Объединенные кондитеры». В итоге с ОАО «Приморский кондитер» за неправомерное использование товарных знаков было взыскано 4 миллиона 500 тысяч рублей. И таких исков несколько десятков во всех судах России!
Учитывая, что Вологодская кондитерская фабрика и еще несколько других предприятий области тоже производят ряд хорошо знакомых еще с советских времен конфет, мармеладов и пряников, наша область оказалась в «группе риска» на разорение.
«Помимо кондитерской фабрики есть еще очень много небольших кондитерских цехов в районах, — поясняет Сергей Николаев. — Порой эти цеха — единственное место работы для жителей небольших поселений. Если представить, что за сухари, которые они производят по традиционным технологиям и под старым названием, им предъявят такие иски, то никто не выживет».
Более того, если ООО «Объединенные кондитеры» инициируют не только арбитражное, а еще и уголовное производство в отношении кондитерских фабрик по статье 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака», то у фабрик могут быть изъяты производственные мощности.
«Пока по статье 180 УК РФ в Вологодской области ни одного уголовного дела не возбуждено, — пояснили нам в следственной части УМВД по Вологодской области. – Но буквально на минувшей неделе такой запрос в адрес Вологодского управления поступил из Следственного Департамента».
Депутаты Вологодского Законодательного собрания уже подготовили и направили в адрес Госдумы обращение вернуть 13-ю статью Гражданского кодекса в первоначальное состояние, а пока… вологодские кондитеры готовятся к обороне и меняют торговые знаки. Кстати «под замену» попали наименования, входящие в список «Традиционный вологодский продукт» и… ООО «Дед Мороз». Изображение и «словесное наименование «Дед Мороз», как выяснилось, тоже принадлежат ООО «Объединенные кондитеры»! Как удалось выяснить, право продажи конфет и новогодних подарочных упаковок с Дедом Морозом принадлежит входящей в общество компании из….Ростова-на-Дону. Причем аж с 1992 года. Пока к нашему Деду Морозу у кондитеров претензий нет. Во всяком случае, официальных. Но впереди Олимпиада 2014, где Дед Мороз обязательно будет присутствовать в качестве почетного гостя, а в гости обычно приезжают с пряниками и конфетами…
Анастасия ГЛУМОВА.
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна