ЧАСТЬ 5
Золотые паровозы из Вологды
Как рассказывалось ранее, в Вологду большевиками до августа 1918 года было свезено более 10 тонн золота в слитках, бытовых изделиях и монетах из Казани, Петербурга и Москвы. Должно было случиться нечто, для чего накапливалось золото в Вологде, но не случилось.
А 30 августа 1918 года состоялось весьма странное «покушение» на Ленина.
Странность первая – при покушении присутствовал Яков Юровский, тот самый, что 4 июля 1918 года возглавил охрану бывшего царя Николая II в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
Через 12 дней после этого состоялся то ли расстрел, то ли имитация расстрела царской семьи. 20 июля 1918 года вечером снимаются наружные посты перед Домом Особого Назначения. А еще через 10 дней Юровский уже в Москве, и он делает фотографии следственного эксперимента покушения на Ленина.
«2 сентября 1918 года мы, нижеподписавшиеся, Яков Михайлович Юровский и Виктор Эдуардович Кингисепп, в присутствии председателя заводского комитета завода Михельсона тов. Иванова Николая Яковлевича и шофера тов. Гиля Степана Казимировича совершили осмотр места покушения на Председателя Совнаркома тов. Ульянова-Ленина». Участники осмотра зафиксировали положение основных действующих лиц в момент покушения и обнаружили гильзы от браунинга: «Недалеко от автомобиля нами при осмотре найдены четыре расстрелянные гильзы, приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. Места их находки помечены на фотографических снимках, находка этих гильз несколько впереди стрелявшей объясняется тем, что таковые отскакивали от густо стоявших кругом людей, попадали ненормально, несколько вперёд».
Обратите внимание – сразу, в момент фотографирования «лепится гнилая отмаза» тому, что место падения гильз не совпадает с местом, где десятки людей видели Каплан. И уж так, дескать, встали люди, что гильзы из выбрасывателя полетели не вправо, а вперед…
Странность вторая. После ранения Ленин своим ходом поднялся по крутой лестнице на третий этаж и самостоятельно разделся, при перевязке не издал ни единого стона. Уже 3 сентября он самостоятельно встал и вышел; в этот же день была расстреляна Фанни Каплан.
Странность эта как раз и состоит именно в том, что так скоропалительно была расстреляна Каплан, которая могла сказать Ленину, что она в него не стреляла, и не могла стрелять, поскольку была фактически слепая. Вот потому-то Каплан расстреляли и сожгли в железной бочке на территории Кремля. Сначала Каплан была на Лубянке, и никаких внятных показаний не давала, но Свердлов лично увез ее Кремль, и тут она, якобы, призналась, и ее расстрелял комендант Кремля Мальков.
Сравните — убийцу Урицкого, Леонида Канегисера, допрашивали и люто пытали почти год, чтобы выявить все связи.
Странность третья — Свердлов почти сразу после покушения отправляет Ленина в Горки. То ли на лечение, то ли в ссылку. А сам тем временем занимает его место в буквальном смысле – занимает его кабинет в Кремле, берет в свои руки руководство Совнаркомом, ЦК партии и ВЦИК Советов. Ленин смог вернуться к рычагам власти только 18 октября. После этого Свердлов недолго жил, чуть больше четырех месяцев, а его должности были тут же рассредоточены.
В 1935 году, когда вскрыли его сейф, в нем, кроме паспортов на разные имена и чистых бланков паспортов царского образца обнаружили около тонны золота монетами и в изделиях. Боюсь, мы так никогда и не узнаем, что же в реальности происходило в «террариуме единомышленников» в Кремле конца 1918 года.
Странность четвертая. Утром 30 августа Дзержинский, зная о предстоящем покушении на Ленина, уехал в Питер. А вскоре, после того, как Свердлов фактически захватил власть, Дзержинский и вовсе свалил в Швейцарию, где жили его жена и сын. Вернувшись из не совсем понятной поездки в Швейцарию в сентябре-октябре 1918 года, Дзержинский встретил первую годовщину революции в уездном городе Казанской губернии Арске. А перед чекистами в Москве выступил тогда Ленин. Заметим – в Арске, куда час езды на электричке от Казани.
Информация к размышлению. В августе 1918-го в Казанском отделении Народного банка хранилось 444 тонны 509 килограммов золота в монетах и слитках на сумму 674 миллиона золотых рублей — более 73% всего золотого запаса России. Тут большевиков вышибли, и когда они 10 сентября смогли отбить Казань, то в хранилищах банка остались только медные монеты. Но, согласно акту, в Самару золота вывезли на 645 миллионов 533 тысячи 893 рубля и 21 копейку. Разница в 23 миллиона рублей, или 18 тонн.
Вот эти-то 18 тонн золота и были причиной того, что глава ВЧК в годовщину Октябрьского переворота был не на трибуне рядом с Лениным, а в захолустном городке, который в 1926 году и вовсе был разжалован в село. Вновь городом Арск стал только в 2008 году.
18 тонн золота – это относительно немного. Грузоподъемность знаменитого вагона-теплушки 1000 пудов, или 16 тонн. Вот в двух вагонах и доставили из Арска в Вологду мешки с золотом, упакованные в крепкие деревянные ящики. Относительно нетяжелые (около 25 кг весил ящик с золотом), их и вдвоем грузить удобно, и одному переставить вполне посильно.
У меня давно было смутное свидетельство, что это золото в 1918 году хранилось в Первушинских казармах и Духовом монастыре. Стыдно признаться, но сам факт существования Первушинских казарм в Вологде был для меня открытием. Оказывается, так назывались казармы Грязовецкого пехотного батальона. После постройки «Красные казармы», вошедшие в комплекс пивного завода Первушина, использовались в 1918 году в качестве казарм частей Красной армии. Ну, а где казармы, там и место для склада найдется — ящики то из-под артиллерийских снарядов. И очень удобно перевозить чуть ли не в открытую – кто сунется проверять ящики со снарядами?
Куда шло золото
18 ноября 1918 г. 7-я красная армия начала занимать Эстонию, и в январе 1919 года красные были в 30 км от Таллинна. Временный Революционный Комитет Эстонии создал Эстляндскую Трудовую Коммуну, которая провозгласила себя правительством Эстонии. Совнарком выделил ЭТК кредит в 10 млн. золотых рублей. Как раз один вагон, примерно 400 ящиков, нетто – около 9 тонн.
Но тут британский флот обстрелял их позиции, и эстонцы при поддержке финских добровольцев красных вышибли. 19 июля 1919 года Эстляндская трудовая коммуна самораспустилась, и где тот вагон золота?
30 декабря 1918 года Совнарком выделил советской Латвии 20 млн. золотых рублей «для восстановления разрушенного народного хозяйства». Это примерно два вагона или 800 ящиков. 31 декабря начались ожесточенные бои за Ригу, 3 января 1919 года в Риге вспыхнуло большевистское восстание. 13-15 января I съезд рабочих, безземельных и советских депутатов создал Социалистическую Советскую Республику Латвия. К февралю в руках законного правительства оставалась только Либава (Лиепая) и окрестности.
Советская власть восторжествовала – в Риге начался голод, как и везде, куда приходили большевики, в немецком городе Риге латыши начали грабить магазины и склады.. Немцы выгонялись изо всех учреждений, их заменяли безграмотными латышами. Выгоняли из квартир среди зимы, выселяли в неотапливаемые бараки. Если в России звучали призывы за каждого убитого большевика убивать сто буржуев, то в Латвии — сто немцев. Быть немцем было так же опасно, как столбовым дворянином, многие пытались подделать документы под русских.
В мае 1919 года «железная» дивизия ополчения (в основном немцы и русские) вышибли красных латышей из Латвии. И где те два вагона золота?
Но это все мелочи — вагон, два вагона… Только в 1920 году через Ревель и Вильно из нижегородского отделения Народного банка было вывезено 148 тонн золота на сумму в 274 млн. золотых рублей. Интенсивность потоков золота и драгоценностей через Прибалтику была такой, что к лету 1922 года кладовые нижегородского банка, одного из трех мест хранения золотого запаса РСФСР, были опустошены.
Следом очистили «золотые кладовые» Казани и Перми.
А теперь, внимание! Начальником «золотого» отдела Гохрана в 1921 году был назначен… тот самый Юровский!
Тогда и золоту, хранившемуся в Вологде, нашлось применение. В 1921 году большевики решили провернуть грандиозную аферу, связанную с вывозом золота в больших количествах. Ссылаясь на нехватку паровозов, заказали в Германии и Швеции большое количество по несуразно высоким ценам.
Нужны паровозы? США тогда же, в 1921 году, предложили советскому правительству поставить 200 мощных паровозов типа «Декапод» на весьма выгодных условиях платежа: через 5 лет со дня сдачи подвижного состава в Нью-Йорке, причем платежи должны были начаться только по истечении трех лет.
Да и в России простаивали паровозостроительные заводы — Путиловский завод до войны выпускал 250 паровозов в год. Да и так-то паровозов в стране хватало. По данным 1921 года в Советской России стояло без дела примерно 1 200 исправных паровозов и 40 тыс. товарных вагонов. Но воля большевиков непреклонна!
В Швеции, на заводе фирмы «Нидквист и Хольм», который едва выпускал 40 паровозов в год, заказали 1000 паровозов, и дали аванс 15 млн. золотых рублей, чтобы ждать несколько лет, пока шведы закупят станки, построят новые заводские корпуса, дома для рабочих и прочее. Всего за шведские паровозы заплатили 140 млн. золотых рублей.
За семьсот паровозов в Германии было заплачено свыше 97 млн. золотых рублей. 100 паровозов было заказано по цене 120 тыс. золотых руб. (при реальной цене в 60-70 тыс.) и 600 — по цене 142 тыс. золотых руб. (настоящая цена – от силы 80).
Думаете, это все? В реальности, даже по этим задранным ценам паровозов в Россию поставили едва на 50 миллионов. То есть почти 200 млн. золотых рублей ушли… Куда? Этот вопрос был задан в первом номере журнала «Экономист» за 1922 год.
Владимир Ульянов (Ленин) прочитал журнал, в котором подробно была изложена суть этой аферы.
Угадайте, что сделал глава государства рабочих и крестьян? Он приказал Дзержинскому журнал немедленно закрыть. А что касается сотрудников (и авторов) журнала, то дал им следующую оценку: «Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу».
А что же с «вологодским» золотом? Тогда же, в 1921 году, большевики заключили договор на ремонт 200 паровозов в Эстонии. Тоже по весьма сладкой цене — эстонцы получали за ремонт паровоза от 16 922 до 10 961 золотых руб. В это же время на Вологодском паровозоремонтном заводе совокупные затраты на капитальный ремонт были в два раза ниже, но… Из Вологды, где простаивал паровозовагоноремонтный завод, паровозы на сцепках потащили на ремонт в Эстонию!
Договор о ремонте 200 паровозов был заключен с Объединением металлопромышленных заводов Эстонии (ОМЗЭ) 20 декабря 1921 г. По этому договору эстонские заводы должны были отремонтировать к 1 января 1923 г. 35 паровозов, к 1 февраля — 50, к 1 марта — 57, к 1 апреля 58. Фактически эстонские заводы отремонтировали к 1 января 1923 г. всего 4 паровоза, за январь — еще 4, за февраль — 5, за март — 6, за апрель — 7, за май — 4, за июнь — сентябрь — 14 . Даже к 7 апреля 1924 г. всего было отремонтировано только 68 паровозов.
А мулька в том, что около 30 паровозов были отправлены в Эстонию из Вологды с предварительной подготовкой — практически исправные паровозы буквально набивались золотом. Конечно же, паровоз, в котором топка забита мешками с золотом и слитками, работать не мог. Неизвестно, сколько вологодских паровозов «отремонтировали» тогда в Эстонии и сколько из них вернулись в Вологду, но золото из Вологды исчезло именно тогда.
В 1986 году я работал на заводе «Двигатель» в Эстонии. Завод Минсредмаша выпускал передвижные атомные электростанции «Памир» и секции для космических кораблей. Здесь в 1979 году нашли золотой пруток, килограмма на два. Точнее, нашёл один из токарей и стал точить из него обручальные кольца, для чего разработал технологию — в результате у него выходили кольца двух размеров, и оставался нетронутым центральный стержень.
Попался он на глупости. Охрана заметила, что он каждый день заходит на завод без кольца, а выходит с кольцом на пальце. Ну, пригляделись, поискали и не удивились, когда обнаружили и остатки прутка, и пластину из спрессованных стружек. Первая реплика была: «А, так это с вологодского паровоза!». Еще бы удивляться, если в 1950 году при постройке литейки нашли небольшую деталь коричнево-серого цвета весом почти 40 килограмм. Из-под корки маскировочного покрытия блестело золото.
Токаря не наказали (если не считать тотальный обыск дома и в гараже), и даже оставили ему пару колец. Правда, он не выдержал усиленного внимания к себе и уволился, о чем пожалел в 1986 году — «Двигатель» давал броню от Чернобыля. А сам факт прохождения через «Двигатель» нескольких вологодских паровозов в 1921 – 1923 годах не спас его от банкротства — в 1926 году завод за долги забрал банк.
29 мая 1931 года «Двигатель» был выставлен на аукцион и приобретен директором однопрофильного предприятия из Риги Ф. Кятте. А спустя неделю министр экономики Эстонии М. Пунг выдал разрешение на создание нового государственного акционерного общества «Eesti Dvigatel» («Эстонский Двигатель»), в состав которого в числе других акционеров вошел и сын главы государства Константина Пятса Виктор.
На завод паровозы поступали уже очищенные от золота. До ремонта все золото снималось и на пароме отправлялось в Швецию. Ревель в ту пору был «зеленым коридором» для большевиков, через который они перегоняли ценности на Запад. Редкие находки на «Двигателе» — это следствие самодеятельности вологодских эстонцев, которые в 1921 году готовили паровозы к отправке и наивно надеялись вернуться на родину. Их расстреляли на территории Духова монастыря, там же и закопали.
О масштабах вывоза российского золота в 1921-1922 годах свидетельствуют следующие данные современного исследователя В. Шамбарова: «…в Стокгольме Олаф Ашберг (директор одного из шведских банков, активно сотрудничавшего с большевиками – В. Ш.) предлагал всем желающим «неограниченное количество золота» через шведские банки. Здесь производилась «отмывка». Русское золото переплавлялось и шло в другие страны с новыми клеймами. Директор шведского монетного двора заявил, что с 1 января по 22 апреля 1922 года было переплавлено 70 тонн золота. Основная часть направлялась затем в Америку. И «Нью-Йорк Таймс» выносила на первую полосу заголовок «Золотой потоп в пробирной палате», отмечая, что «за 8 месяцев 1921 года США импортировали золота на 460 миллионов долларов. Из них в сейфах «Кун и Лоеб» осело 102,9 миллиона долларов… Мощности пробирной палаты с переплавкой такого количества не справлялись, часть золота стали направлять в Сан-Франциско».
Всего было вывезено около 700 тонн золота, в том числе – примерно 35-38 тонн из Вологды. Разница в 3 тонны – из-за разночтений в подсчетах. То утверждается, что из самой Вологды и окрестностей было выкачано чуть более 1200 кг золота, то говорится о том, что из ячеек закрытых банков при обысках у населения и ограблении церквей за 1918 -1921 годы было изъято 4 тонны золота в монетах, слитках и золотых изделиях. Опять же — поди сосчитай, сколько золота при этом стырили по карманам?
Документы тех времен так старательно уничтожались в 1991 году…
Павел ШАБАНОВ, Вологда.
©2009-2017 Все права защищены. При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна